В обычной жизни трудно представить водителя автомобиля, одновременно нажимающего на газ и тормоз. А в бизнесе разгон с торможением привычная ситуация. Почему?


Бизнес­машина – это система использования доступных ресурсов в достижении собственных интересов владельца или наемного работника. Для одного это средство продвижения или существования, для другого – удовольствие, для третьего – победа в гонке. Узнать мысли другого невозможно, но можно интерпретировать их по действиям или последствиям.


Представьте: вы едете на своем автомобиле по узкой трассе. Впереди «плохо» едет другая машина, иногда внезапно тормозит. Плотный встречный поток, незнакомая дорога, драконовские штрафы.
Я уверен, вы достаточно легко найдете решение в такой ситуации. Притормозите, посигналите, обгоните, потерпите.


А если в машине несколько человек и у всех свои роли? Вы на штурманском сидении в роли гендиректора компании выбираете пункты назначения поездки и маршруты. На заднем сидении сидит хозяин машины с близким только ему «просто пассажиром» и инвестором проекта вашей компании. За рулем менеджер, общая поездка – его проект. Хозяину требуется общий рост бизнеса и успешность каждой такой поездки. Инвестору главное – доехать с выгодой, мотивы «просто пассажира» вам неизвестны. Вы с менеджером­водителем стремитесь выполнить обязательства, сохранить машину и отличиться перед хозяином. У каждого есть свои интересы.

Можно ли быть эффективным в такой ситуации? Ключ к успеху – в вашем понимании природы взаимозависимости участников дорожного движения (рынок).

Уйду от рассмотрения внешних неуправляемых нами факторов и сконцентрирую внимание на возможном влиянии на ситуацию внутри машины.

Успех эксплуатации бизнес­машины заложен в ее конструктивных решениях. Только исправная машина едет и управляется хорошо. Согласованное использование водителем своих органов (голова, руки, ноги) с централизованными органами управления автомобиля (руль, педали, сигналы) даже в сложной ситуации позволяют ему уверенно добраться из пункта А в пункт Б.

Но у одного бизнеса обычно много водителей. Собственники, инвесторы, менеджеры имеют свои роли, интересы и доступ к «рулю и педалям» бизнеса. Следовательно, голов, рук и ног значительно больше.

На этапе start up бизнеса, в начале поездки, противоречивость обычно проявляется сразу. Например: собственник склонен к риску и ускоряет развитие; топ­менеджер на словах соглашается, а на деле тормозит реализацию авантюрных, на его взгляд, решений. Далеко не уедешь, если на автомобиле трогаться с места на тормозе – спалишь горючее и колодки. Проблемы повсюду: в разделении частной и общей ответственности, в выборе продуктов и рынков присутствия, методов, масштабов и темпов роста. Менеджеры против собственников, бывалые против молодых, старые против новых, мужчины против женщин – типовые причины конфликта интересов. А регулировать несоответствия бизнес­системы требуется постоянно, оперативно и эффективно. И каждое следующее улучшение сложнее предыдущего.

Со временем противоречия участников могут стать непреодолимым. Пассажиры заднего сидения всегда влияют на поведение водителя, помогают или мешают.
У пассажиров нет руля и педалей, но с задних кресел удобно безответственно учить и давать указания, обязательные к исполнению. Для уверенного управления транспортным средством водитель долго учится у инструктора, после сдачи экзаменов годами набирает опыт, осознает ответственность. В эпоху потребления компетенции и действия менеджера зачастую оспариваются собственником – вечно недовольным экзаменатором.

Не буду останавливаться на современных проблемах роста компетенций бизнесменов и собственников. Многие из них вообще отрицают целесообразность обучения и консультирования. На месте, мол, виднее, жизнь учит быстрее, раз уже богатый, значит, умный. Но при кризисном усложнении дорожной ситуации самонадеянность автолюбителя при некомпетентном вождении усиливает опасность.

Есть три варианта преодоления противоречий совместной бизнес­поездки: передоговориться, расстаться, оставить всё как есть. Третий вариант наиболее опасен.

Если на скорости использовать ручной тормоз одновременно с поворотом руля автомобиля, то в лучшем случае получится «полицейский разворот». В худшем – переворот, авария, крах. И уже не важно, кто крутил руль, а кто жал на педали. Все потеряли бизнес. Но цена выхода из проекта разная. Если один потерял время, дешево продал свой труд, но спокойно пошел искать новую работу, то другой подмочил репутацию, третий попал на деньги, у четвертого вообще рухнули мечты, самооценка, жизнь.

Причин провала много, но я выделю две. Первая – в неумении и нежелании открыто решать текущие проблемы, избегании взаимной ролевой ответственности за происходящее. Вторая, «ручное управление» – несистемное дублирующее влияние при личностном манипулировании. В запущенных критических ситуациях владелец бизнеса может экстренно сесть за руль, менеджеры временно или навсегда могут выйти из машины, инвестор, не предупреждая, может рвануть ручной тормоз. И все чаще используются дублирующие педали или руль, и бизнес­машина становится скорее учебной или опасной и для водителя, и для пассажира – до первой аварии.

Господа, давайте каждый будет учиться грамотному вождению, тем самым мы улучшим ситуацию на дорогах! Правые руки и ноги должны знать, что делать вместе с левыми. И тогда при быстром развитии ситуации вряд ли кому из своих придет в голову рвануть ручной тормоз… И на дороге ваша бизнес­машина будет выглядеть прилично.

 РАЗГОН НА РУЧНОМ ТОРМОЗЕ

Алексей КОЗКО