Президент группы компаний «Агротех-Гарант», рассказал Chief Time о том, что в любом бизнесе в первую очередь важны репутация и доверие как внутри самой компании, так и в ее внешних взаимоотношениях, а также о том, насколько необходима социально ориентированная инвестиционная политика на селе.


Аграрный бизнес сегодня – сегмент спорный и неоднозначный. Так утверждают аналитики. Попробовать здесь свои силы пытаются многие: те, кто имеет «излишние» деньги, хочет их долгосрочно и выгодно инвестировать, и те, кто считает, что на селе работают дилетанты, а посему глубокие знания отрасли не обязательны, и те, кто готов с утра до поздней ночи, не покладая рук, трудиться в надежде на лучшую долю. Что позволяет успешно развивать компанию, казалось бы, в столь нестабильных экономических условиях, мы выяснили у человека, уже более 15 лет непосредственно погруженного в стратегию развития данного направления.


Сергей Оробинский: Слагаемые репутации


Доверие + Умение держать слово = Репутация

Еще в далеком 1997 году я начал работать региональным сотрудником компании Bayer, одного из мировых лидеров в производстве химических средств защиты растений. Поиск надежных дистрибьюторов на воронежском рынке не дал нужных результатов. В то время их просто не было. И тогда было принято решение создать компанию, девизами работы которой были бы доверие по отношению к клиентам и умение держать слово по отношению к поставщикам. Компанию, которая могла бы объединить в себе потребности в современных АГРОТЕХнологиях и ГАРАНТию долгосрочного существования. Так появился «Агротех­Гарант».

Многие помнят, что в 1998 году случился дефолт. Это было самое сложное испытание для только что созданной компании. Как и для многих тогда, кто работал с иностранными компаниями, для нас ситуация была критической. Ведь расчеты с иностранными партнерами мы производили в долларовом эквиваленте, а на российском рынке работали в рублевом. Поэтому, когда осенью 1998 года доллар «вырос» в 3­4 раза, стало очевидно, что наша компания не просто обанкротилась, а обанкротилась на многие годы вперед. В то время многие дистрибьюторские компании перестали существовать или ушли в тень. Но, в отличие от других игроков рынка, мы приняли очень важное стратегическое решение: договориться с иностранными партнерами о пролонгации задолженности. В течение трех лет мы отдавали долги. И только после погашения последней задолженности у поставщиков нашей компании образовался кредит доверия. Вообще, самое главное в отношениях между людьми, не важно, будь то бизнес, друзья или семья, – вопрос доверия. Наша репутация, созданная в течение этих трех лет, стала работать на нас и позволила значительно расширить кредитный портфель. А для молодой компании такое доверие в то время – пожалуй, самый важный момент в развитии.

На сегодняшний момент группа компаний «Агротех­Гарант» имеет договорные отношения с более чем с 700 сельскохозяйственными предприятиями региона. Как правило, поставка продукции осуществляется на кредитной основе. Можно смело утверждать, что репутация компании «Агротех­Гарант» как сборщика долгов тоже очень положительна. По отношению к нашим партнерам мы не применяем жестких санкций, а стараемся им помочь. Причем как кредиты, так и проценты за просрочку платежа значительно ниже банковских ставок. Многие спросят: к чему такая благотворительность? Я отвечу так: наш бизнес требует вдумчивых и долгосрочных стратегических и тактических отношений. Ведь сельскохозяйственное производство – это производство под открытым небом. Очень велика зависимость от погодных условий. Велики производственные и финансовые риски. Именно поэтому мы пытаемся войти в положение каждого. Результаты: успешное развитие нашей компании, наращивание оборотов, появление новых возможностей.

Еще одна важная составляющая успешного бизнеса сегодня – понимание условий развития бизнеса. Как руководство компании, так и большинство ключевых менеджеров – выходцы из сельской местности. Проблемы селян известны нам не понаслышке. Развивая собственное сельскохозяйственное производство и решая проблемы сельских территорий, мы относимся к ним как к собственным. Сегодня производственные коллективы нашего холдинга насчитывают около 1,5 тысяч человек. Мы стараемся создать такие условия, чтобы каждый участник процесса производства чувствовал, как вместе с ростом компании растет и его личный доход. В качестве обратной связи мы получаем профессионализм, надежность, стабильность, уверенность в завтрашнем дне.

Разделяй и выполняй

Возвращаясь к вопросу доверия, а как следствие – к созданию положительного образа компании в целом, необходимо говорить и о самом управлении. На мой взгляд, управление компанией в первую очередь – труд единомышленников. Все решения принимаются коллегиально. Я глубоко уверен, что именно такая форма принятия стратегических решений помогла нам и выжить в «лихие 90­е», и пережить дефолт, и успешно развиваться в двухтысячные. К этому необходимо добавить своевременное и четкое выполнение принятых на себя обязательств. Этот опыт мы переняли, в том числе и работая с иностранными компаниями. Можно сколь угодно долго обсуждать проблемы, искать пути их решения, раскладывая их на составляющие. Но, поставив свою подпись под договором, необходимо выполнять все его условия, даже если в какой­то момент принятое решение для компании не совсем экономически выгодно или целесообразно. Но это очень важно для формирования репутации компании.

Сергей Оробинский: Слагаемые репутации

Основной вектор движения

В развитии бизнеса у нас несколько составляющих. На первом этапе компания «Агротех­Гарант» занималась только коммерческой деятельностью – продажей средств защиты растений иностранных компаний. Мы предлагали товары только мировых брендов, таких, как «Байер», «БАСФ», «АгрЭво», «Дюпон», «Сингента» и др. Со временем к ассортименту химических средств защиты растений (ХСЗР) добавились семена сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы, производимые компаниями «Сесвандерхаве», «Пионер», «Лимагрен», «Майсадур» и др. Вся поставляемая на рынок продукция была самого лучшего качества, но высокого ценового диапазона. С развитием рынка и улучшением качества производства, движимые желанием снижения себестоимости производства, мы стали поставлять на рынок некоторые продукты отечественных производителей, а также зарегистрировали и выпустили ряд продуктов под собственной торговой маркой, став отечественными производителями ХСЗР.

Следующее направление – сельскохозяйственное производство. Для чего нам нужно было развивать это направление? Ответ прост. Технологии, которые мы внедряли на российском рынке, в основе своей были европейскими, и они требовали адаптации не на бумаге, а в реальных полевых условиях. Получив ожидаемые результаты, мы начали расширять сельскохозяйственное производство, осваивая все новые площади в различных регионах, везде оставаясь узнаваемыми.

На сегодняшний день группа компаний «Агротех­Гарант» насчитывает 10 хозяйств, общей площадью обрабатываемых земель порядка 56 000 га. Практически все хозяйства являются региональными лидерами, и производство размещено в 5 районах Воронежской и Белгородской областях.

Особое внимание мы всегда уделяли совершенствованию технологии развития производства сахарной свеклы. Эта стратегическая для нас культура занимает 16% всей площади пашни, а общий объем произведенной в 2012 году продукции составил более 450 000 тонн, при средней урожайности свыше 50 т/га в зачетном весе. Целесообразно было осваивать и развивать все эти направления, каждое в свое время.

Политика и бизнес

Политическая ситуация в сегменте сельского хозяйства часто меняется и зависит не только от конъюнктуры рынка, но и от принятой стратегии на уровне правительства, областного руководства, развития смежных перерабатывающих отраслей. Иногда интересы бизнеса вступают в противоречия с интересами органов власти.

Приведу простой пример из нашей практики. Еще раз напомню, что наша компания нацелена на совершенствование технологий и производство сахарной свеклы. По итогам 2012 года как наши хозяйства, так и целый ряд партнеров получили поистине выдающиеся результаты по урожайности. Казалось бы, этим нужно гордиться и радоваться. Но, к сожалению, на сегодняшний день само упоминание о сахарной свекле вызывает резкий негатив у большинства ее производителей. Причиной тому послужили огромные трудности в реализации произведенной продукции и резкое снижение доходности производства. Расширение посевных площадей, государственная и региональная поддержка и два последних урожайных года практически позволили выполнить государственную программу производства сахарной свеклы, которая рассчитана до 2020 года. Но возможности переработки значительно отстали от объемов уже произведенной продукции. Поскольку сами переработчики являются монополистами в этой области, то они очень легко свели на нет всю работу аграриев. И вот тут были бы очень важна поддержка власти в структурировании рынка, вмешательство антимонопольных служб. Но, к сожалению, пока этого не происходит. Тяжким грузом повисли невыплаченные кредиты на плечи аграриев. Рухнули надежды поднять производство. Очень многие заговорили о возврате назад к сокращению посевных площадей или полной ликвидации ее производства. Многие до этого крепкие, самостоятельные хозяйства после подобной поддержки полностью прекратят свое существование. А ведь за ними стоят люди…

Сергей Оробинский: Слагаемые репутации

Об отдыхе

В момент становления компании все складывалось довольно тяжело, а любая ошибка была очень значимой. По мере развития компании сформировалась четкая структура управления, в которой каждый отвечает за свой участок. Сам бизнес стал более структурированным, менее рискованным. Соответственно, времени стало больше. Поэтому появилась возможность для любимых занятий и досуга.

В прошлом я заядлый рыболов и охотник. От процесса рыбной ловли или охоты получаю истинное наслажденье. И это удовольствие связано не столько с количеством добытых зверей или пойманной рыбы, сколько с возможностью общения в кругу друзей. Но мы не только рыбачим или охотимся. Уже больше шести лет наша компания активно занимаемся организацией охотничьего хозяйства. А если сказать еще точнее, мы занимаемся разведением животных, значительно увеличив поголовье всех обитаемых видов.

То же самое касается и рыбалки. У меня на родине, в Алексеевском районе Белгородской области, есть рекреационная зона, где проводится работа по разведению рыбы и организации культурного отдыха. Слово «культурного» здесь имеет особый смысл. Мне очень бы хотелось, чтобы такие культурно обустроенные уголки природы были бы у нас в России повсеместно. Для поддержания рыбацкого азарта в водоем ежегодно запускается 7­10 тонн малька. Из рекорда прошлого года можно назвать пойманного прекрасного зеркального карпа весом 10,2 кг и сома весом 18,8 кг. Также в прошлом году на базе данной рекреационной зоны было проведено несколько крупных областных мероприятий. Я убежден, если таких уголков природы будет больше, наша страна, безусловно, станет богаче.

Успешность

В первую очередь это систематическая упорная работа, хорошие партнеры, надежные друзья, немного везения и четкое выполнение принятых на себя обязательств. Никогда не поверю, что можно добиться высоких результатов, особо не напрягаясь. Лично мне все дается с большим трудом.

ОШИБКИ

Безусловно, мы ошибались, но, главное ­ ни одну из ошибок мы не повторяли дважды.