Основатель и бессменный руководитель Автоклуба А24 – о преимуществах локального бизнеса перед федеральными сетями, о помощи на дороге и настоящих показателях успеха в делах


Почему именно сервис на дорогах?


К концу 1990­х годов стало очевидно, что реализовать себя и прокормить семью можно, только имея собственное дело. Я с детства увлекаюсь автомобилями, автоспортом, и по своему первому высшему образованию я инженер­механик КГМ (колесных и гусеничных машин –
прим. ред.). К тому же у меня был опыт руководства СТО, транспортно­складским комплексом компании «Юниленд» и транспортным предприятием.


Денис Шубин: Дороги без тревоги

Основной проблемой 1990­х была дебиторская задолженность. Я искал вариант бизнеса с автомобилями и при этом без риска потерять деньги, и нашел – техническая помощь на дороге. Сегмент b2c, риски неоплаты невелики, к тому же действительно помогаешь людям – приятно выполнять такую миссию. В то время в России в этой сфере работала всего одна компания, а автомобилизация уже шла вовсю. Все сошлось удачно: растущая потребность в помощи на дороге, мой опыт и интерес к делу.

А как пришли к форме автоклуба?

Изучив опыт и историю автоклубов в мире, я понял: это то, что нужно. Когда у человека беда на дороге, он должен точно знать, что к нему приедут и помогут. Для этого нужно, чтобы техники, оборудование, эвакуаторы, комиссары, администраторы – все было бы в отлаженной системе и было свое: на подрядчиков надеяться не приходится. Сегодня наш автопарк в Санкт­Петербурге насчитывает 76 спецавтомобилей техпомощи, эвакуаторов и аваркомов, и владелец клубной карты может в любой момент получить помощь. Это и является нашей гарантией качества услуг по картам.

Сколько у вас членов клуба сейчас?

124 тысячи.

За счет чего приходят новые люди?

Лучшая реклама – ОБС, «Одна Бабушка Сказала». В клуб вступают после того, как воспользовались разовой услугой техпомощи или эвакуации. Люди видят нас в деле и поэтому доверяют. Рекомендуют друзьям. За выгодной страховкой заглядывают, а потом остаются. Много тех, кто наелся проблем со страховыми компаниями. Получив у нас вместе с полисом КАСКО сервис персонального менеджера, они даже не всегда помнят, в какой компании сейчас застрахованы, так как все дела со страховками ведутся за них. А 70–80% – это те, кто уже много лет состоит в клубе.

Кто ваши конкуренты?

Компаний, предоставляющих аналогичный спектр услуг, сегодня нет даже в федеральном масштабе. Правда, есть «дочки» западных автоклубов, которых за собой «притащили» производители. Есть «дочка» одной крупной страховой компании. У них задача намного проще: снабжай карточками через «родителей», нанимай частников подешевле в регионе для обслуживания, защитись от клиента массой оговорок в правилах обслуживания – и все! Даже собственные «технички» у них в основном только ради фотосессий для буклета. Помощь при ДТП, защита прав автомобилиста в суде, просто информационная служба, скорая техническая помощь на дороге – все вторично.

Мы же понимаем, что мы – не «дочка» концерна, и нам вряд ли кто­то даст контракт. Мы работаем от клиента и на совесть.

Денис Шубин: Дороги без тревоги

Почему вы действуете только по Петербургу и области, не делаетесь федеральной компанией?

Лучше качественно работать в одном регионе, чем некачественно по всей стране. Я как потребитель вообще довольно скептически отношусь к повсеместному возникновению федеральных сетей в любых сферах сервиса. Платежеспособность в большей части регионов низкая, а сети, приходя в регион, всегда демпингуют. Предприниматели проигрывают сетям – у них нет таких оборотов, и закрываются. Например, в Карелии раньше были приятные магазинчики – сейчас они закрыты, потому что открылись сети. В Европе, несмотря на повсеместное присутствие крупных магазинов, таких, как СПАР, везде живы небольшие пивоварни, пекарни, мясные и молочные лавки. Нужны упрощенные условия для владельцев маленьких магазинов с понятными условиями и зеленым светом от властей, но, видимо, государству это не надо – сети легче контролировать.

Если ваш клиент поедет в Финляндию, Карелию, в Мурманск или в другой регион, и у него сломается машина, то клуб ему поможет?

Есть сервисная карта с действием по всей стране; в других регионах мы работаем через партнеров, в Финляндии, кстати, тоже. Но таких вызовов очень мало. Владельцы легковых машин ездят в своем регионе: как правило, это поездки в радиусе 100–200 км. Например, по карте Автоклуба зона действия бесплатного покрытия – 100 км. Если вы сломались на 130­м километре, то, имея эту карту, доплатите только за 30 км пробега эвакуатора.

В начале беседы вы сказали, что автолюбителей в 1990­е годы становилось все больше…

И процесс продолжается: автомобилизация растет как на дрожжах, несмотря на кризисы. Две машины в одной семье в Санкт­Петербурге, по крайней мере, уже норма.

Как изменился автомобилист по сравнению с 1990­ми годами?

На дороге практически не осталось людей, знающих автомобиль как механизм. Ситуацию можно сопоставить с компьютерной сферой: ноутбуки и планшетники есть почти у каждого, но кто может сказать, что внутри? И схему двигателя в автомобиле сейчас мало кто знает. Машина воспринимается как необходимый девайс для жизни. Этакий айпад на колесах.

Второе – люди ценят время. Если машина сломалась, ее оставляют и едут на такси либо ищут подменную машину, которую мы, кстати, тоже предоставляем. Для 1990­х это было немыслимо: в то время люди часами ждали эвакуатора, искали ремонтную мастерскую, сами покупали запчасти.

Третье – люди стали требовательнее и деньгами не бросаются. Мы пошли на увеличение числа услуг в картах, чтобы у клиента была возможность сконструировать сервисный пакет под себя.

Очевидно также, что все уходит в Интернет. Мы тоже развиваем интернет­направление. На нашем сайте можно вызвать эвакуатор, оставить заявку, рассчитать стоимость КАСКО и ОСАГО, оформить грин­карту. Мы максимально плотно контактируем с поисковыми системами. В общем, идем в тренде.

Банальный вопрос, но без него никак: а зачем вообще в клуб вступать? Допустим, у меня случится что­то
на дороге, я заплачу несколько тысяч за эвакуатор, надо – вызову аварийного комиссара и так далее…

Хорошо, сломался – вызвал. Частников типа «эвакуатор дешево» много. Но чаще всего, если у тебя машина застряла в снегу, то и у других она тоже застряла! Чтобы оказаться первым и иметь гарантированную и быструю помощь, нужно быть членом клуба. Вряд ли незнакомый техник захочет помочь как другу, сделает скидку и предложит сопутствующие услуги – часто для него важно лишь сорвать побольше денег. А мы кровно заинтересованы в максимальном качестве услуг при минимальной цене и длительном партнерстве по всему спектру услуг клуба.

Член клуба всегда может получить консультацию, позвонив менеджеру. Состоя в клубе, ты знаешь, что в любой момент и в любой точке тебе помогут. И поэтому есть спокойствие, а это порой дороже всего. Все, кто находится на дороге, это знают.

Вы предлагаете КАСКО и ОСАГО оформить в автоклубе. В чем «плюсы»?

Разобраться, где застраховать авто по КАСКО или ОСАГО, довольно сложно. Если честно, то для простого автолюбителя шансов выбрать недорогую и надежную компанию практически нет. Нюансов море. Каждый, кто пытался сам получить деньги со страховой компании, понимает, как это сложно: путают в документах, придираются к срокам, платят долго, суммы выплат нагло занижают, причем с массой оговорок, на борьбу за эти деньги уходит не один месяц, иногда безрезультатно.

Как помогает клуб в общении со страховой компанией?

Прежде всего – мы предлагаем проверенные страховые компании. При этом стоимость страховки у нас совершенно такая же, как и в самой СК. И мы гарантируем исполнение обязательств компании перед клиентом. Были случаи, когда компании банкротились, но все обязательства перед нашими клиентами выполняли. Мы честно рассказываем, что здесь – на 2000 рублей дешевле, но без справок ничего не получить, а здесь – дешевле на 20 000 рублей, но необходимо поставить «Спутник» за 100 000 рублей. От страховых компаний таких сведений не добьешься. Ну и очень важно вот что: у нас свои аварийные комиссары, так что с документами будет все в порядке.

Если стоимость, например, КАСКО у вас такая же, как у самой страховой компании, на чем же вы зарабатываете?

Страховая компания платит нам комиссионное вознаграждение, мы для них очень ценный партнер. Стоимость же для членов клуба ни на рубль не больше, даже скидки даем. И дарим к каждому полису КАСКО клубные карты с набором необходимых услуг при ДТП. Мы тут подсчитали, что в итоге, если клуб помогает с документами и страховой, человек экономит около 50% времени и от 5 до 100 тысяч рублей.

Что происходит сегодня в российском бизнесе, на ваш взгляд? В какую сторону мы движемся?

Я уже упоминал о засилье крупных сетей. Считаю это важным трендом в российском бизнесе, и не факт, что благоприятным. Как только появляется поток – необходимы огромные людские ресурсы, отдел персонала сразу начинает напоминать мясорубку, а качество неизменно падает. Унификация во всем. Это замечаешь в ресторанном бизнесе, в фастфуде или когда идешь по абсолютно одинаковым торговым центрам из бетона и стекла, в которых одни и те же магазины, в каком бы районе города ты ни оказался. Ощущение, что потребителя помещают в жесткий коридор, и в итоге он остается в проигрыше, без всякой альтернативы. По бизнесу все вроде стройно, но как человеку мне не хочется в конечном итоге становиться героем мультика «Валли».

Второй вектор «неразвития» – притягательность акций крупных госкорпораций. Никто уже предпринимателем быть не хочет – все хотят быть акционерами «Газпрома».

Третий вектор: у нас исчезает понятие «работать» с каждым новым праздником. Страна сегодня реально работает только 6 месяцев в году, выходных дней у нас больше, чем где бы то ни было.

Четвертое: загублен предприниматель как класс. Сформирован образ едва ли не врага: если он успешный, то наворовал, если неуспешный – жалкий неудачник. Это самый плохой вектор, который есть. Предприниматель не считается человеком достойным.

Я считаю, что нужно делать телепередачи о людях, которые действительно всего достигли своим трудом, а не клепать сериалы про уродов. Кино снимать о тех, кто работал в рыночных условиях и вырос до серьезного уровня.

Есть ли выход из ситуации в масштабах страны?

Нужно раздавать бесплатно землю в регионах тем, кто хочет развивать территории и заниматься сельским хозяйством, производством; субсидии давать тому, кто готов работать на земле.

По­настоящему успешный человек для вас – это кто?

Если компании покровительствует председатель какого­нибудь комитета и дает лакомые куски, это не бизнес. Здесь от компании мало что зависит: качество вторично, главное – обеспечить откат. В реальном бизнесе качество имеет генеральное значение. Вызывает уважение и даже почтение человек, который развил свое дело сам. Сам придумал и сам реализует свои идеи. Когда твой бизнес успешно работает в России, люди не убегают, нет гастарбайтеров.

Успешный бизнес – это когда ты получаешь истинное удовольствие от работы и достигаешь поставленных целей, а сотрудники – это слаженная команда. Когда заказчики приходят по совету друзей и остаются на годы.

А что для вас сейчас Автоклуб А24 – бизнес, удобный плацдарм, что­то еще?

 

В моем компьютере есть папка – называется «Дело жизни». Это моя рабочая папка. В ней находятся все документы и материалы по Автоклубу А24. Это самый точный ответ на ваш вопрос.