Tweet


Електронна Естонія: як збудувати найсучаснішу цифрову державу – Inspired


Эстония первой в мире позволила людям выбирать парламент через интернет, провела первый в мире электронный перепись населения и первой в мире предложила иностранцам получить ее цифровое гражданство. Крошечная страна за два десятилетия после распада Советского Союза обогнала всю планету по качеству государственных электронных услуг. Как ей это удалось?


Столица Эстонии, Таллинн, может показаться утерянным в средних веках городком, но местное общество давно живет в цифровом будущем. Много эстонцев годами не были в Налоговой инспекции и не ходили на избирательные участки голосовать за политиков. Чтобы соблюдать законы и пользоваться своими правами нет необходимости покидать дома. С заметной частью повседневной бюрократии можно расправиться, не отходя от компьютера.

Эстония первой в мире выбирала парламент через интернет, первой провела электронный перепись населения и первой ввела электронное гражданство для иностранцев. Небольшая и не самая богатая европейская страна с населением в 1,3 миллиона человек на пути построения цифровой государства обогнала многих мировых лидеров, которые годами тратят на это сотни миллионов долларов. По эффективности государственного управления Всемирный банк ставит Эстонию выше своих соседей – России, Литвы и Латвии. Как этого удалось добиться и на каких принципах построен эстонский интернет-правительство?

 

Принцип № 1: Стабильные и продуманные инвестиции

После распада Советского Союза в маленькой Эстонии не было достаточно ресурсов для организации государственных услуг на уровне Западной Европы. Местное правительство решило, что использование интернета и цифровых технологий поможет сократить расходы. Сегодня независимо от расстановки политических сил Эстония каждый год старается тратить около 60 миллионов долларов на построение информационного общества. На фоне других стран это, правда, очень мало.

Електронна Естонія: як збудувати найсучаснішу цифрову державу – Inspired

Для сравнения: США вложили в создание одного только сайта медицинского страхования HealthCare.gov от одного до двух миллиардов долларов, а старт проекта обернулся катастрофой. Правительство РФ потратило на реализацию федеральной программы «Электронная Россия» более 20 миллиардов рублей. В 2010 году программа была признана неудачной, почти ничего из задуманного реализовано не было, а часть денег и вовсе исчезла, растворившись где-то в «виртуальном пространстве». В начале этого года «IT-министр» Эстонии Тааві Котка со злорадством писал в твиттере, что расходы правительства Великобритании на информационные технологии в год превышают весь ВВП Эстонии.

Секрет Эстонии заключается в том, что там не пытаются создать новые сайты для старых госструктур. Вместо этого бюрократический механизм изначально придумывался с мыслью о будущем, где не будет бумаг и печатей.

Бюрократический механизм сразу разрабатывался с мыслью о будущем, где не будет бумаг и печатей

Важную роль сыграла и смена поколений: молодые политики более восприимчивы к новым идеям и веяниям. В начале 1990-х годов средний возраст членов эстонского правительства равнялся 35 годам. В начале века более половины госслужащих были моложе 40 лет. Сейчас в правительстве тоже есть молодые люди – например, упомянутый выше «ИТ-министр» Тааві Катка, который на самом деле руководит развитием информационных технологий при Министерстве экономического развития и коммуникации. Ему 35.

 

Принцип № 2: У каждого гражданина должен быть свой персональный код

Чтобы построить функционирующее электронное правительство, прежде всего необходимо отличать одного гражданина от другого. В Эстонии это делается с помощью универсальной ID-карты. Ее используют, чтобы авторизоваться на сайтах банков, государственных организаций и больниц – в целом можно воспользоваться четырьмя тысячами различных сервисов – от покупки лицензии на рыбную ловлю к оплате проезда в общественном транспорте. Чтобы люди могли взаимодействовать с государством и друг с другом, в 2000 году правительство разрешило подписывать цифровой подписью любые документы. С тех пор эстонцы покинули почти 200 миллионов виртуальных автографов.

В каждой ID-карточке есть чип, у которого два «ключа» – один позволяет подписывать документы, а другой – заходить на сайты. Для этого необходимо вставить карту в специальный ридер и подключить его к компьютеру. С распространением смартфонов и мобильного интернета чипы начали интегрировать прямо в SIM-карты.

Закон 2000 заставил все государственные структуры принимать цифровые подписи наравне с обычными – ни одна организация не может запросить бумажную версию. Это обеспечивает равный доступ к государственным сервисам: даже если вы живете в глухом селе, вам не придется тратить больше времени, чем жителям столицы, чтобы заплатить налоги.

Електронна Естонія: як збудувати найсучаснішу цифрову державу – Inspired

 

Принцип № 3: Развивать местные компании, а не пользоваться зарубежными разработками

Эстония не платит за лицензии крупным международным IT-компаниям: в стране используется свободное программное обеспечение и разработки местных компаний. Крупнейшая из них – Nortal, которая одновременно является крупнейшей IT-компанией Прибалтики. Специалисты Nortal разработали онлайн-сервисы госуслуг не только для Эстонии, но и для Финляндии, Литвы, Катара и Омана.

Уровень электронных услуг в Эстонии выше, чем в других странах, объясняет член совета директоров компании Nortal Олег Швайковский. «То, как мы понимаем предоставления электронных услуг, заметно отличается от того, как это понимают в России», – говорит Швайковский.

Большие данные помогают анализировать контекст и предлагать сервисы для каждого пользователя индивидуально

По его словам, в Эстонии сервисы умеют предоставлять «контекстные услуги» – пользователям предлагаются те или иные возможности в зависимости от их персональной ситуации. Например, молодой матери могут посоветовать записать ребенка в детский сад еще на этапе оформления пособия по рождению, если определят, что в ее районе в ясли выстроилась длинная очередь. Большие данные помогают анализировать контекст и предлагать сервисы для каждого пользователя индивидуально – пока таких онлайн-госуслуг нет ни в какой другой стране мира.

 

Принцип № 4: Обучать население цифровой грамотности

Эстонское правительство прилагает много усилий, чтобы как можно больше жителей страны пользовались электронными услугами. Для этого много внимания уделяется обучению компьютерной грамотности. С конца 1990-х все школы в стране имеют доступ к интернету. Кроме этого, фонд Tiigrihüpe, созданный правительством для поддержки новых технологий, занимался преподаванием программирования в старших классах, а недавно его руководители предложили методику обучения компьютерной грамотности для дошкольников.

К пользованию электронными сервисами детей приучает система eKool, в которой хранятся все отметки, домашние задания и сведения о посещаемости. Данные могут посмотреть и родители. Все эти меры привели к тому, что много детей, которые закончили школу в 2000-х, становятся бизнесменами – в Эстонии якобы самая высокая концентрация технологических стартапов на душу населения.

Правительство также вкладывается в образование для старшего поколения. Например, в 2009 году была запущена программа для пожилых людей Ole kaasas («Будь включенным»), в рамках которой проводились занятия по всей стране и выделялись субсидии на покупку компьютеров для пенсионеров. За два года было обучено 40 тысяч человек.

 

Принцип № 5: Продумать систему защиты личных данных

В Эстонии нет единого хранилища данных, вся информация распределена между различными институтами. Государственные организации могут обмениваться данными с помощью системы X-road, но все перемещения отслеживаются. Каждое действие человека или должностного лица, которое запрашивает информацию, оставляет след. При этом госслужащие должны указывать причину запроса. Если они делают что-то необоснованно, граждане могут обратиться в Инспекцию по защите данных, которая является подразделением Министерства юстиции.

«Было несколько случаев, когда чиновники получали доступ к данным неправомерно», – рассказывает Швайковский. По его словам, одной из их известных было дело против женщины-следователя, которая по просьбе подруги узнала, где живет бывший муж последней, чтобы заставить его платить алименты. Человек на портале госуслуг увидел, кто именно приглашал его данные, и сделал запрос в Инспекцию по защите данных. Следственная в итоге потеряла работу.

 

Принцип № 6: Продумать систему защиты от кибератак

В теории розподіленість системы должна защищать от хакерских атак и обвалов сайтов в случаев случае высоких нагрузок. Правда, иногда проблемы все-таки случаются. Например, в 2010 году после введения цифровых медицинских рецептов эстонский медицинский портал обрушился через тысяч пожилых людей, которые пытались зайти на сайт, получив ежемесячные пенсии.

Система госуслуг, сайты банков и СМИ также подвергалась мощным кибератакам в 2007 году – тогда много онлайн-ресурсов не работали в течение нескольких часов. Атаки начались после того, как премьер-министр страны Андрус Ансип (сейчас он является вице-президентом Европейской комиссии и занимается развитием цифровых сервисов в ЕС) предложил перенести памятник советскому воину-освободителю. Эстония подозревала в атаках Россию, но официально это доказано не было. Зато после этого Эстония разрешила НАТО построить в Таллине Центр защиты от кибертерроризма, а интернет-безопасность стала одной из главных тем государственной повестки.

Електронна Естонія: як збудувати найсучаснішу цифрову державу – Inspired

Чтобы обеспечить надежную защиту от особенно масштабных атак, Эстония планирует создать «цифровые посольства» в дружественных государствах. Сейчас важная информация хранится на серверах некоторых эстонских посольств, но правительство страны собирается пойти дальше и арендовать хорошо защищены зарубежные серверы, чтобы хранить на них копии всех важных баз данных и сервисов. В случае массовой атаки на страну, эти «посольства» обеспечат бесперебойную работу всех важнейших сервисов.

 

Принцип № 7: Экспортировать электронную инфраструктуру в другие страны

Развитая система электронных госуслуг не только облегчает жизнь эстонцев и помогает им лучше приспособиться к жизни в эпоху распространения интернета, но может помочь и гражданам других государств. Такого мнения придерживается Тааві Котка. Ранее «IT-министр» руководил Nortal, а затем поступил на государственную службу. «Мы создали отличную технологическую инфраструктуру и в государственном, и в частном секторе, и понятно, что нужно открыть это среда для иностранцев», – рассказывает Котка. Он участвовал в разработке нового закона, который позволит иностранцам получать эстонские ID-карты, пользоваться некоторыми местными онлайн-сервисами и тем самым будет способствовать привлечению капитала.

К 2025 году число «электронных эстонцев» превысит десять миллионов

«Эстонский внутренний рынок достаточно мал, и чтобы увеличить объем экономики, нашим сервисам нужно больше клиентов со всего мира», – говорит Котка. Открыв сайты государственных и банковских услуг для иностранцев, эстонское правительство надеется привлечь в первую очередь бизнесменов, которые хотят зарегистрировать бизнес в Европейском союзе. «Если компания зарегистрирована в Эстонии, вам нужно думать только о стратегии развития и клиентов, потому что все налоговые и финансовые операции почти не занимают времени», – добавляет Котка. Он надеется, что к 2025 году число «электронных эстонцев» превысит десять миллионов.

Руководство Эстонии пока не знает, какие услуги окажутся самыми востребованными: как и сотрудникам технологических компаний, чиновники и разработчики готовы постепенно вводить новые функции, усовершенствовать самые популярные из них и менять стратегию в соответствии с поведения пользователей. Возможно, именно благодаря готовности постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям, Эстония и добилась таких успехов в сфере электронных государственных госуслуг.

Текст: Анна Савина, Apparat


Журнал о бизнесе, финансах и власти