лидер

Считается, что лидерство – это искусство, навыки которого можно получить, обучаясь. Вера в это основана главным образом на традиционном определении самого понятия «лидерство», суть которого перемешана с другим — «менеджмент». Есть немало путей продемонстрировать суть лидерства вне контекста управления.


лидер


Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди и Нельсон Мандела в свое время существенно повлияли еще так сказать на правительства своих стран, хотя и не были членами этих правительств и не имели никаких полномочий. Аналогичным образом, когда работники -«идеологи» продвигают свои интеллектуальные «продукты», они могут добиться успеха за счет лидерского влияния без каких-либо управленческих полномочий в отношении своего руководства.


Лидерство вовсе не привязано к управленческих функциональных ролей. Сотрудники могут проявлять лидерство и служить примером для своих коллег, в то время как компании могут демонстрировать лидерские качества за счет инновационных продуктов, несмотря на вторичные позиции на рынке.

Менеджмент и чистое лидерство

Зачем фокусироваться на единичных случаях лидерства, когда необходимо сосредоточиться на другом вопросе — как стать лидером-управленцем? Возможно суть лидерства стоит изменить в сторону более динамичного, менее иерархической и более комплексного понятия.

Чистое лидерство — указывать путь другим, или же своим примером способствовать чему-то. Каждый раз, когда Вы встаете на рабочем совещании, высказываете мнение, а коллеги соглашаются, Вы демонстрируете лидерство без фактической руководящей позиции.

Люди могут демонстрировать такое лидерство, не имея ни управленческого таланта или даже желание управлять теми, кто его принимает и готов следовать. Такое лидерство – это чистое воздействие, которое быстро «выветривается». А вот процесс воплощения решений и идей – это отдельный этап, которым может управлять совсем другой тип лидеров.

Лидерские черты. Для чистого лидерства достаточно лишь идеи, которая способна зажечь окружающих, и умение держать фокус аудитории, в то время как для лидера-управленца — это нечто большее. Лидеры-управленцы — люди, которые берут на себя обязательства и ответственность и проявляют силу воли, чтобы доказать свою большую идею до конца. Пропаганда таких идей требует мужества, убедительных доказательств и умение влиять на других.

Но предположим, что Вы фронтовик-инноватор, который приходит со свежей идеей для iPhone. Если вы способны продемонстрировать топ-менеджменту, что можете придумать что-то грандиозное, вам не нужно много мужества, чтобы поощрять верхушку. Если они купят вашу идею, это будет лидерство на разовой основе. И даже если ваш уровень подготовки — низкий и вы не способны продавать, хорошей идеи будет достаточно, чтобы убедить руководство.

Этот пример демонстрирует, каким образом лидерство может сработать без каких-либо специальных навыков, а только за счет великой идеи и качественного наполнения. И хотя в некоторых ситуациях требуется мужество и отработанные умения, тот факт, что такие черты не является универсально необходимым, показывает, что лидерство не может быть определено стандартным набором характеристик и личностных черт.

Лидерство и творчество. Демонстрация чистого лидерства основана на желании диференціюватись, оставить свой след, сделать вызов статус-кво и создать лучший мир. Чистое лидерство — это симптомы «молодого бунтарства», которое и является тем самым драйвером, что подпитывает креативность. И как мы знаем, именно молодые люди являются наиболее креативными.

Лидерство и креативность — похожие, но довольно разные понятия. Вы вполне можете демонстрировать лидерство, отстаивая идею, автором которой Вы не являетесь, поскольку Ваша креативнітсь не достаточно развита.

Креативности нельзя научиться, даже пытаясь развивать смежные навыки, такие, например, как брейнсторм и творческое мышление. Стремление лидировать имеет ту же основу, что и творить, но они остаются аналогично не изученными, поэтому природу этих явлений объяснить сложно.

Подобно креативности, лидерства можно достичь с помощью воспитания. Вполне возможно демонстрировать лидерскую позицию без отличных ораторских и презентационных навыков. Иногда достаточно просто убедительной идеи. В отличие от многих талантов, научиться влиять на аудиторию вполне возможно. В частности такие навыки используются в продажах, поэтому это не является уникальными лидерскими качествами.

Развитие управленческой культуры

Если лидерство — это показывать дорогу другим, тогда то, что сегодня называется развитием лидеров, должно быть переформульовано в другое — развитие управленцев. Но кажется, культура лидерства и управленческая культура — разные вещи.

Слово «лидерство» красиво упакован и его легко продавать. Это то, что руководители стремятся покупать. Но учебные программы по лидерству должны подавать пример и предлагать программы в соответствии с требованиями бизнес-среды – мира, где доминируют быстро меняющиеся идеи. Этика, честность, эмоциональный интеллект, как получить лучшее от людей, развитие управленческой культуры — это не развитие лидерства.

Дэниел Гоулман утверждал, что «зрелость» другими словами можно назвать эмоциональным интеллектом. Для молодежи, которая занимается умственным трудом, это означает, что они должны вырасти, прежде чем стать лидерами.

По иронии судьбы, призывы молодым лидерам увеличивать эмоциональный интеллект, могут иметь катастрофические последствия, поскольку это превращать лидеров в менеджеров. Это именно то, что сегодня и происходит – лидеров превращают в менеджеров.

Современные управленцы признают, что лидерство действительно отличается от менеджмента. Лу Герстнер четко отметил, что сегодня компании IBM необходимы радикальные изменения для дальнейшего движения. Когда-то он был новичком в этой компании и хорошо помнит, что новички — более творческие, чем долгосрочные сотрудники.

Примеры чистого лидерства. Есть два типа лидерства. Первый означает быть ответственным за группу, второй – это любое личностное разовый влияние (не важно в каком участке иерархии находится такой лидер):

  • сотрудник Sony продал руководству свою идею, представив свое изобретение – PlayStation;
  • Мартин Лютер Кинг повлиял на правительство США, когда продемонстрировал свой протест против сегрегации (расовой дискриминации);
  • идеи Джека Уэлша (об игроках на рынке — номер один и номер два) существенно повлияли на управленцев по всему миру;
  • компания Apple демонстрирует явное лидерство среди производителей музыкальных плееров, мобильных телефонов и программного обеспечения;

Эти примеры лидерства имеют много общих черт:

  • полная дифференциация от менеджмента;
  • независимость от текущих ролей в организации — лидер может «восстать» из любого участка иерархии, в том числе за пределами организации;
  • разовый влияние;
  • глобальность идеи, быстрый влияние на других

Именно такого лидерства сегодня нуждается в инновационный бизнес для борьбы в войне идей. Однако таких лидеров можно только воспитать, а не развивать.

Практические советы для воспитания лидеров:

  • изменить сущность лидерства; лидерство, которое можно трактовать как разовую демонстрацию лидерских качеств;
  • четко различать лидерство и менеджмент;
  • восстановить понятие «менеджмент»; менеджмент как поддерживающая функция;
  • обучать молодых лидеров таким образом, чтобы они сосредоточивались в первую очередь на качественном наполнении идей, а потом уже на личных качествах;
  • обучать управленцев брать на себя ответственность и не бояться вызовов;
  • поддерживать групповую активность и вознаграждать авторов полезных идей

Преимущества:

  • увеличиваются шансы на победу в войне идей за счет прорывных инноваций;
  • поощрения работников умственного труда;
  • размывание границы между двумя сторонами — собственностью и организационной стороной;
  • уменьшается давление на руководителей (призывы становиться героями и монополизировать право собственности).