Глава небольшой частной компании Илья Сеначин рассказал читателям ЧД о том, как убедился в государственной поддержке и зачем малому бизнесу финансовый директор.


ИЩЕМ ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРАКлючевые слова: финансовый директор; контроль финансов предприятия; анализ финансового результата; поддержка государством целевого использования средств.


 Какие решения по оптимизации финансовой стратегии вы считаете эффективными?


Я считаю оптимальным решением для своей компании – пригласить на работу финансового директора. Поскольку бизнес у нас небольшой, то финдиректора, который отслеживал бы потоки, занимался привлечением денег, расчетом кредитной нагрузки, в компании долго не было. И когда он появился, мы заметили огромную разницу.

Условно говоря, компания – это кошелек, в котором лежат или не лежат деньги. И топ-менеджмент этими деньгами пытается распоряжаться по своему усмотрению. Как правило, у хозяев бизнеса усмотрение одно – надо взять и потратить: сегодня сюда, завтра туда. А потом идем в кассу – там нет ничего. А у нас пришел срок платить поставщикам. Мало кто способен грамотно пользоваться даже теми деньгами, которые имеются в обычном кошельке, не говоря уже про бюджет компании. Поэтому в бизнесе необходим профессионал, который не имеет отношения к этим деньгам в принципе, а потому при распределении средств исходит строго из потребностей компании. С появлением финансового директора у нас заметно наладилась регулярность платежей и отслеживание задолженностей от наших контрагентов. Мы стали правильно привлекать деньги через банк путем кредитования.

Значит, обращение с финансами – это задача не собственника?

Собственник не может эффективно распоряжаться деньгами. Когда мы открывали компанию и вкладывали туда свои деньги, то думали, что имеем моральное право их оттуда забирать. Но это бизнес, здесь все иначе. Нужен барьер, перед которым ты должен обосновать, почему тебе именно сейчас нужна некая сумма, почему именно такая сумма. Финансовый директор еще, помимо всего прочего, считает те вещи, которые я, например, считать не умею. Допустим, мне нужна сводка по финансам, прогнозы и отчеты. Я попросил, мне быстро сделали – и я уже вижу полную картину. Нежели я буду сам сидеть, что-то вылавливать, бухгалтера дергать – посчитайте мне то, посчитайте мне это? Финдиректор в паре с главбухом очень неплохо работают; конечно, случаются и конфликтные ситуации, но эффективность есть однозначно. Я очень рад тому, что мы взяли человека, который следит за финансами, даже ограничивая нас в деньгах.

В малом бизнесе действительно зачастую один человек совмещает роли главного бухгалтера и финдиректора. Как вы их разводите?

Совмещать – неправильно. Во-первых, это абсолютно разные функции. Финдиректор считает вперед, а главбух считает постфактум. Если глобально смотреть, то финдиректор считает прибыль, а бухгалтер большей частью считает убытки. Во-вторых, считаю, что бухгалтер – это не профессия, это тип личности. И соответственно, заставить личность типа бухгалтера быть финансовым директором – нереально. Финдиректор прежде всего экономист. Человек, который знает и понимает в экономике больше, чем главбух. Функции финансового директора – это контроль финансов предприятия, краткосрочные и долгосрочные прогнозы, формирование сетки заказов согласно статистике по продажам и рентабельности каждой позиции, отслеживание дебиторских задолженностей, распределение платежей, анализ финансового результата, экономика функционирования всего предприятия, контроль использования средств плюс финансовый прогноз.

Вы сказали, что сразу почувствовали эффективность работы финдиректора. В чем конкретно это проявилось?

Начать с того, что у нас наладилась дисциплина оплаты поставок. Это самое важное. Потому что у нас есть определенное количество дней отсрочки, которые мы обязаны закрыть. Наладилась дисциплина формирования заработной платы и бонусной части. Оптимизировались расходы, потому что финансист сразу же видит неэффективное расходование средств. Мы, к примеру, раза в три сократили покупки на офис. Если раньше средний заказ был на 10 000 рублей, то сейчас – на 5000. Мы сменили всю оргтехнику: например, новый принтер стоит дороже, но картридж у него стоит дешевле, что позволяет быстро компенсировать его стоимость. Нам удалось путем переговоров снизить арендную ставку по офису и складу. Неэффективное расходование средств в компании практически исчезло. И вообще, вся система внутри организации упорядочилась.

Вы пока рассказали о плюсах наличия финдиректора в малом бизнесе. А какие минусы?

А минусы в том, что мы теряем скорость. То есть в отсутствие финдиректора – решение принято руководством, и все понеслось. А тут еще нужно вокруг да около походить, сплясать, разжечь ритуальный костер, стукнуть два раза в бубен, чтобы там подумали, порешали и дали ответ. Кроме того, у нас изначально отдел продаж контактировал только со мной. Все вопросы по скидкам, бонусам, контрактам – все делалось исключительно через меня. Потом я эти задачи отдал на откуп административной части нашей компании, то есть главбуху и финансовому директору. Главбух, соответственно, свои темы в контрактах, в договорах отслеживает, финдиректор – свои. Она, естественно, спрашивает строго: почему мы так много платим кому-то, за что мы так платим, а что они такого сделали, обоснуйте мне, пожалуйста. Предлагают 15% ретробонус определенной сети – а за что они такие деньги получают? Как следствие, возникают конфликты. Если раньше продавцы решали все, исходя из задач «завоевать и привлечь», то сейчас важна эффективность работы с каждой позицией и ее рентабельность.

Как принимаются спорные решения? Кто продавливает свою позицию?

Меня очень сложно переубедить, должны быть достаточно серьезные аргументы, чтобы я изменил свое решение. И я не импульсивен: только что-то полыхнуло в голове, сразу побежал – давайте, давайте делать. Нет. Я тоже сижу, думаю, считаю, советуюсь. И если получаю от финдиректора действительно аргументированный отказ, то соглашаюсь. Так у нас было, например, с рекламой. Денег больших на это нет, потому что мы пытаемся повысить свой оборот, товара покупать больше, но раскрутка нужна. В самый пик кризиса мы сменили упаковку и вместе с этим решили изменить подход к продвижению, усилили SMM. И сначала, конечно, уперлись в отказ: ни в коем случае, да вы что, такие деньги! Здесь я настоял. И не жалею ни разу.

Используете ли вы в своей практике какие-то нестандартные способы финансирования?

Не знаю, насколько это можно назвать нестандартным, но в нашей практике это было впервые. Мы подали заявку в Комитет поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы. Мы пользуемся лизингом. В компании свой автопарк для доставки грузов – наших товаров. Эти машины в лизинге. Благодаря программе Комитета нам частично компенсировали лизинговые платежи.

Далее – возникла необходимость модернизировать склад, оборудовать его. Мы также написали заявку, и нам выделили деньги на приобретение оборудования. То есть через поддержку целевого использования средств государство помогает малому бизнесу. Это очень удивляет многих моих знакомых. Когда заходит разговор про отношения государства и бизнеса, они спрашивают: а государство много тебе дало? Я отвечаю: нам вот так и так помогают. Прежде чем отрицать, попробуй – обратись за помощью.

То есть все абсолютно по-честному, прозрачно, вот так пришли с улицы?

Да, удивительно, но факт. Нам выделили деньги на модернизацию склада. Приехали эксперты, увидели нашу площадь, посмотрели договор аренды. Мы объяснили, что в связи с увеличением поставок нам нужны высокие стеллажи и новые подъемники – на складе 8-метровые потолки. Нам возместили половину потраченной на эту модернизацию суммы.

Такая помощь, с точки зрения экономики, – это здорово, потому что между госбюджетом и его потенциальным получателем есть некий медиатор, который фильтрует, кому на что давать и как.

РЕЗЮМЕ

• ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР СЧИТАЕТ ПРИБЫЛЬ, А БУХГАЛТЕР БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ СЧИТАЕТ УБЫТКИ.• КОМИТЕТ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПОМОГАЕТ БИЗНЕСУ ЦЕЛЕВЫМИ СУБСИДИЯМИ.

ТОРГОВАЯ МАРКА DELIPET занимается производством натуральных лакомств для собак и кошек. Существует на рынке с 2007 г., когда впервые презентовала свою продукцию на выставке «Россия 2007» РКФ (Российская кинологическая федерация). Корма и лакомства производятся на ведущих мировых фабриках под собственной торговой маркой и по запатентованным технологиям. DELIPET является участником отраслевых выставок «Зоосфера», «Продэкспо» и др. В штате компании насчитывается 30 сотрудников. DELIPET является одним из спонсоров команды FCM, которая в 2015 г. будет участвовать в заезде Bonneville в США.

ИЛЬЯ СЕНАЧИН, исполнительный директор, сооснователь компании DELIPET. В 2000 г. окончил Московский государственный университет сервиса по специальности «Менеджмент гостиничного бизнеса». С 2003 по 2006 г. был генеральным директором мотосалона Kawasaki. С 2007 года начал свою работу в DELIPET. За время работы Ильи Сеначина с 2008 по 2012 г. у торговой марки произошел 100%-ный рост, продукция оказалась представлена в 1236 магазинах по всей территории РФ.