Талант руководителя, в отличие от музыканта, это не подарок природы или игра генов. Это сплав амбиций, воли и готовности работать над собой. В этой статье мы обсуждаем, какие стороны руководителя нужно развивать в первую очередь, чтобы стать настоящим лидером.


 


ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ – ДЕСЯТЬ ГЛАВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


ЮРИЙ ЩЕРБАТЫХ,

профессор психологии ВФ МГЭИ, бизнес-консультант, эксперт в области стресс-менеджмента, а также подбора, обучения и мотивации персонала

Современный руководитель – это и призвание, и профессия, и образ жизни. Наше непростое время предъявляет высокие требования к персонам, управляющим другими людьми. Давайте попробуем составить список из 10 главных умений и навыков, которые могут обеспечить эффективность управленческой деятельности.

 1. Способность правильно выбирать стратегические цели, отделять главное от второстепенного, видеть перспективу развития своей организации, смотреть на несколько шагов вперед по сравнению со своими подчиненными.

2. Умение эффективно делегировать полномочия. Это способность оставлять себе только важнейшие функции (например, стратегического планирования, мотивации персонала или контроля над важнейшими финансовыми показателями), распределяя остальные функции среди своих подчиненных.

3. Умение собрать свою команду. Это целый комплекс знаний, умений и навыков, включающих в себя три основных компонента: подбор персонала, организацию его обучения и выстраивание системы мотивации. Руководитель должен понимать принципы современного профотбора, а что касается мотивации персонала, то лучшим методом, высвобождающим время и нервы руководителя, является «мотивационная матрица», с помощью которой управление боевым настроем сотрудников происходит в полуавтоматическом режиме.

4. Коммуникативные умения. С точки зрения психологии управления всю коммуникативную компетентность руководителя можно свести к двум способностям: «Понимать» и «Управлять». Это означает, что хороший руководитель должен знать, что происходит в его коллективе, уметь собирать информацию о «настроениях в народе» и оперативно управлять этими настроениями с помощью таких инструментов, как убеждение, внушение, приказ, просьба и личный пример.

5. Способность получать максимальную прибыль за счет эффективного управления бизнес-процессами в организации. Системный подход к данному вопросу подразумевает умение руководителя видеть и контролировать всю «воронку продаж»: привлечение новых клиентов и удержание старых, повышение эффективности рекламы, увеличение конверсии отдела продаж, механизмы повышения среднего чека и числа транзакций, увеличение маржи и т.д. Только в этом случае руководитель может рассчитывать на устойчивую прибыль даже в кризисный период. 

6. Функция принятия решений. Очень важная функция, которая заключается в способности использовать определенные алгоритмы принятия максимально эффективных решений в условиях минимальной информации.

7. Способность находить баланс между четырьмя сторонами «управленческого цикла»: планированием, организацией, мотивацией и контролем. Дело в том, что у многих руководителей этот баланс нарушен в пользу одной из базовых функций в ущерб другим: кто-то увлекается созданием планов, кто-то грешит излишним контролем и т.д. Здесь важно уделять нужное внимание каждой из составляющих «управленческого цикла».

8. Способность успешно представлять свою организацию во внешней среде. Следует заметить, что внимание руководителя должно быть обращено не только внутрь его организации, но и вовне, а представительская функция – важнейшая стороны работы руководителя. Поэтому умение правильно организовать рекламу и PR, а также грамотно заниматься networking (завязывать нужные связи) – тоже функции руководителя.

9. Способность быть лидером и умение сформировать корпоративную культуру, отвечающую запросам руководителя. Кто-то предпочитает исполнительных сотрудников, кто-то инициативных, поэтому задача руководителя – сформировать такую команду, с которой ему наиболее комфортно работать. При этом он должен развивать в себе лидерские качества и уметь «зажигать» людей, настраивая их на трудовые подвиги. 

10. Способность поддерживать высокую работоспособность.

 Стресс-менеджмент – это относительно новая компетентность руководителя, но он должен овладеть ею, если хочет жить долго и сохранять здоровье и высокую работоспособность. Но этой теме лучше посвятить отдельную статью.