Начав с торговли в деревенском магазине, пройдясь по печати фотографий, засолке шкур, разведению кроликов и ритуальным услугам, Артем Артемьев вышел к делу своей мечты. А потом рассказал Chief Time, как страстная идея воплощается в национальный культурный продукт и как за несколько лет занять 60% рынка.


ПОДНЯЛИ ГИРЮ НА РЫНКЕ


 


В 2000 году вы начинали заниматься спортивным оборудованием…

Только вначале были диски, а потом гири… В конце 1990-х я уже был в этой теме и понимал, что по дискам для штанги есть рынок и есть производитель. Но мы можем изготавливать диски лучше! В 2001 году я сделал первый диск, прототип, на стороне. А затем начал серийное производство. Мы, например, упростили конструкцию дисков. Внутреннее отверстие со стальным внутренним ободом мы посчитали избыточным для домашних условий и стали обрезинивать полностью весь диск. Так намного

технологичнее и, как следствие, дешевле. Постепенно конкурентов мы «забороли». Правда, в 2002 году оказались вне рынка, потому что подскочила цена на металл. Затем разразился коксовый кризис, и мы были вынуждены поставить электрические печи. Начали работать с ними, освоили производство грифов, после грифов, позже, гири. Гири – самый сложный продукт в производстве, несмотря на кажущуюся простоту.

 

Почему?

Нам пришлось испробовать несколько подходов, менять технологию и геометрические параметры гири.

Дальше бенчмаркинг был. Заказали продукцию конкурентов – на тот момент кировского завода «Динамо». Поняли, что геометрия у их гирь неудобная для руки. Нужно, чтобы при многократных повторениях создавалось нормальное давление на предплечье и не заламывало руку при подъеме. Чтобы форма ручки была не овальной, а круглой. Как у рукояти. Сделали пробные образцы, испытали их. Там много генераций было. Рабочие до сих пор помнят, как я приходил в цех и лупил кувалдой по ручкам гирь. Поначалу ручки лопались, но мы добились того, чтобы даже при многократных ударах с гирями ничего не происходило.

 

И продажа пошла?

В 2006 году начали продавать. Делали фотографии, размещали на сайте, отправляли клиентам пробные образцы, создавали определенный вакуум на полках – сначала присылали бесплатно, а потом убирали в нужный момент свой товар из магазинов. Потом зарегистрировали марку «Уральская гиря». Под этой маркой сейчас инновации продвигаем. Затем освоили идею и получили патент на разборную гирю – три в одном: 16, 24 и 32 кг.

 

Но на старте вы отдавали себе отчет в том, что рынок гиревого спорта не растущий?

Да, я, собственно, за этим и пошел. Задача была: на том рынке, который есть, стать номером один, вытеснить конкурентов.

 

Зачем входить на рынок, у которого, в принципе, перспектив большого роста нет?

Гиря должна быть в России. Это национальный русский продукт. Мы их и на Запад продаем и расцениваем свои продажи как продажи культурного продукта. Там даже не «кэттлболл» его называют, а «гиря». Где-то пишут на ценниках «гиря» латинскими буквами. Куда расти на таком рынке? Им надо просто заниматься. Если тренд на здоровый образ жизни дальше будет поддерживаться, то перспективы роста у нас есть.

 

Какие ходы или правила помогли вам выйти на международный уровень?

Первое – это качество. Мы постоянно работали над качеством. То, что производили сначала, было плохо, но мы быстро учились. Думаю, потом сработал закон перехода качества в количество. С Западом получилось удобно – там сейчас гиревой спорт в тренде, во многих журналах атлеты с гирями на обложках.

И конечно, сказалось расширение картины мира. Мы получали обратную связь и понимали, что наш взгляд на продукт – это не аксиома. Важен взгляд широкого круга потребителей. Потому что соотнесение своей картины мира с их дает справедливое видение продукта.

 

Какие способы для получения обратной связи оказались для вас лучшими?

Когда мы делали гири для соревнований, они оказались очень далеки от идеала. А мы уже отправляли образцы. Тогда я поехал на чемпионат и получил обратную связь: что не так, что нужно изменить. Ходил и спрашивал у спортсменов и тренеров. Потом мы действительно предприняли усилия, несколько хитростей применили и сделали соревновательную гирю, которая позволяет нашим спортсменам ставить рекорды. Кстати, я до сих пор езжу по соревнованиям, расспрашиваю. Теперь проще получать отзывы: нашей продукцией пользуются чемпионы.

 

Сейчас вы готовы к тому, что обратная связь снова не порадует?

Термин «радует» – не тот. Я не хочу елей какой-то получать. Наоборот, критика нужна. И тот, кто критикует тебя, в данном случае – твой друг. Просто нужно понимать, это

мнение отдельного индивида или компетентного человека? Нужна определенная выборка. Иначе говоря, если из десяти человек не нравится только одному, то не имеет смысла что-то менять. Потому что тогда потеряешь девять остальных клиентов. Пожалуй, это следующее правило успеха – работай с лидерами мнений.

 

Оглядываясь на свой лидерский путь, вы можете выделить ошибки, которых могли бы избежать?

Я могу этот ответ превратить в советы для начинающих (улыбается).

1. Спокойно и расчетливо относитесь к тому, что переход к массовой технологии, к массовому производству от мелкосерийного будет трудным.

2. Внимательно и постоянно корректируйте свою работу. Если мы выводили продукт, который с нашей точки зрения был хорош, а с точки зрения потребителей не очень, то быстро сворачивали производство и ставили новый продукт.

3. Стартуя с идеей, берите за образцы лучшие прототипы. Не подражайте продукту, который уже сходит с орбиты.

4. Тщательно отбирайте людей в команду. Не доверяйте людям, которые не заряжены. Нужно верить самому, для того чтобы «по вере вашей будет вам». Если ты сильно веришь, то другие начинают верить в идею тоже.

 

АРТЕМ АРТЕМЬЕВ, основатель компании «УРАЛЬСКАЯ ГИРЯ». Начал производство в 2000 году, взяв кредит на четыре станка. Сегодня «Уральская гиря» занимает 60% гиревого рынка России. Компания обладает патентом на разборную гирю «три в одной», совмещающую веса в 16, 24 и 32 кг. Соревновательные гири используются на чемпионатах России и Европы.