В небольшой гостиной едва умещались громоздкий стол и стулья. От клубов сигарного дыма комната казалась еще меньше. Но джентльменов за столом эти обстоятельства ничуть не беспокоили. Разгоряченные обсуждением письма, они кричали и перебивали друг друга.



В этой парижской квартире майским вечером было жарче, чем в самый знойный полдень на Ривьере. И ей-богу! Что англичане возомнили о себе? Как они посмели написать, что их футбольная ассоциация никогда и ни за что не признает европейскую Федерацию футбола? Робер Герен негодовал: «Разве можно быть настолько близорукими и самовлюбленными, чтобы не замечать, как футбол давно перешел границу Ла-Манша?»


 

FIFA: СПОРТ, СТРАСТЬ И ПОЛИТИКА

 

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ФУТБОЛ!

Испанец, бельгиец, датчанин, швейцарец, голландец и француз заседали 21 мая 1904 года. Похоже на начало анекдота, но позже эту встречу назовут учредительным конгрессом Federation Internationale de Football Association (FIFA) – Международной федерации футбола (ФИФА). В ее уставе представители стран Европы записали, что с этого дня ФИФА признает своих членов единственными уполномоченными руководителями и организаторами футбольных матчей в своих странах, а также регуляторами правил и отношений внутри футбола. Кроме того, клубам и игрокам ФИФА запрещалось играть одновременно в разных национальных объединениях. ФИФА ставила перед собой главную цель – добиться того, чтобы футбол стал действительно международной, объединяющей и развивающей силой. Каждая национальная ассоциация заплатила ежегодный взнос за участие в ФИФА.

 

FIFA: СПОРТ, СТРАСТЬ И ПОЛИТИКА

 

Робер Герен был секретарем футбольного отделения Совета французских обществ атлетики и спорта и работал спортивным обозревателем в парижской газете. Наблюдая за футбольными матчами, робер понял, что этому виду спорта нужна своя профессиональная организация. Нужен глобальный организатор турниров. Неудивительно, что первым президентом ФИФА стал именно Герен.

 

ИГРАЮТ ВСЕ, НО АНГЛИЧАНЕ ЛУЧШЕ

Теперь нужно было провести первый матч под эгидой ФИФА. Герен отправил приглашения на первый международный турнир во все европейские футбольные ассоциации. Но ни одно государство не прислало своей заявки. Для пылкого 28-летнего Робера это фиаско оказалось непреодолимым. Он разочаровался в собственной идее и отдалился от руководства ФИФА. Герен даже не присутствовал на собрании федерации в 1906 году в Берне, когда Робер Герен на его место был избран Дэниел Вулфолл.

Как так случилось, что во главе ФИФА стал англичанин? Не признав европейскую Федерацию, Великобритания потеряла лидерство в футболе, так как больше не могла принимать участие в международных турнирах. Тогда ей пришлось согласиться на членство. Правда, взамен англичане вытребовали себе первые посты в Фифа. Россия вступила в федерацию в 1912 году и сразу же отправилась на олимпийский футбольный турнир в Стокгольм, где проиграла Германии со счетом 16:0. Это поражение до сих пор остается самым крупным в истории нашего футбола.

Принципы работы ФИФА нравились не всем. Во-первых, деятельность Федерации все больше коммерциализировалась: в ее состав вступали профессиональные клубы, зарабатывавшие на футболе, – продажи билетов на матчи приносили организаторам неплохую прибыль. Во-вторых, на ФИФА давил Международный олимпийский комитет, запрещающий привозить на Олимпиады профессиональные команды. В Федерации назревал раскол.

 

FIFA: СПОРТ, СТРАСТЬ И ПОЛИТИКА

33 ГОДА

Эпоха Жюля Риме – рекордсмена правления среди президентов ФИФА – началась в 1921 году. «Пора создать что-то глобальное. Нам нужен Чемпионат мира!» – заявил Жюль после очередной победы уругвайцев в футбольном турнире Олимпиады, где не играли сильнейшие команды мира. Футбол становился все более профессиональным. Латиноамериканские команды набирали силу. Мир почти перестал считаться с ФИФА: даже после обличительной «уругвайской» речи Риме на пресс-конференции ни одна газета ни строчкой не вспомнила про ФИФА.

Впрочем, почти оскорбительное выступление Жюля перед журналистами заметил посол Уругвая Энрике Буэро. Но вместо международного скандала предложил эмоциональному французу выгодную сделку. Уругвай имел в то время многое – несметные богатства латиноамериканских магнатов и олимпийские победы. Не было только значимого репутационного мероприятия. Буэро озвучил Риме свое предложение: «В 1930 году Уругвай будет праздновать столетие страны. Для нас было бы честью принять ФИФА и помочь вам организовать первый Чемпионат мира на нашей земле». Жюль не мог поверить своим ушам. Уругвайцы не только предлагали полное финансирование чемпионата, но поклялись не оказывать влияния на судей и не хитрить с организацией.

 На семнадцатом конгрессе ФИФА в 1928 году Жюль Риме презентовал идею мирового футбольного чемпионата. Умолчав о том, что страна-организатор уже определена, Риме подчеркнул, что в чемпионате смогут принять участие команды как профессионалов, так и любителей, независимо от цвета кожи и социальных различий. Голосование прошло «как положено», и принимающей стороной был признан Уругвай. Первым чемпионом мира по футболу стали тоже уругвайцы. Эту «проданную победу» ФИФА вспоминают до сих пор. Однако стоит признать, что на соревнование прибыли далеко не все страны: уругвайцы снова соревновались не со всеми ведущими командами мира.

 

БИТЬСЯ ЗА ЖИЗНЬ

 

Конец 1930-х годов стал для Риме периодом испытаний на прочность. В ФИФА входили гитлеровская Германия и муссолиниевская Италия. Идеи фашизма в корне противоречили уставу федерации. Жюль постоянно говорил о том, что Чемпионаты мира становятся методом пропаганды, а футбол – политической игрой. Споры внутри ФИФА достигали такого накала, что Риме собирался подать в отставку, будучи не в силах противостоять идеологической машине.

 

FIFA: СПОРТ, СТРАСТЬ И ПОЛИТИКА

Жюль Риме впервые передает Кубок чемпионов мира представителю Уругвайской федерации футбола доктору Раулю Джуду. Статуэтка была сделана из чистого серебра с позолотой и расположена на подставке из голубого камня. Ее автор – французский скульптор Абель Лафлер.

 

FIFA: СПОРТ, СТРАСТЬ И ПОЛИТИКА

 

«На одной половине поля – холеные немцы, игроки из артиллерии, железной дороги, венгерского гарнизона, зенитчиков. На другой – оборванные, голодные пленные русские, бывшие игроки киевских «Динамо» и «Локомотива», одесского «Спартака». Во втором тайме счет стал 5:3 в пользу русских. Они играли на голову выше. Но когда в конце игры советский защитник снова получил мяч, обвел трех немецких игроков и вратаря, оказавшись перед пустыми воротами, он оглянулся на поле, засмеялся и катнул мяч в обратную сторону, не забивая гол. Русские обнимались и смеялись как дети», – секретарь ФИФА рассказывал о «матче смерти» 1942 года. «Что стало с русскими футболистами?» – спросил Риме. «Русские знали, что их ждут концлагеря, пытки и расстрел. Но за ними была Родина». «Матч смерти… И нас там не было…», – прошептал Жюль. Пример самоотверженного мужества советских футболистов вдохнул новые силы в президента ФИФА. Ему есть за что бороться: за ним идеалы равного мира, объединяющей игры, вера тех, кто создавал Федерацию.

 

FIFA: СПОРТ, СТРАСТЬ И ПОЛИТИКА

 

В ТРЕТИЙ МИР

В 1954 году Риме отказался баллотироваться на новый срок. С новыми президентами ФИФА на 20 лет погрузилась в застой. Но в 1974 году через голосование государств третьего мира впервые президентом ФИФА стал предприниматель – бразилец Жоао Авеланж.

Коммерческий талант седьмого президента открыл для чемпионатов доходы от спонсорства, рекламы и продажи телевизионных прав. Большую часть вырученных средств президент выделял на программы по развитию футбола в странах третьего мира. Африканцы и азиаты впервые получили постоянные места на мундиалях.

Первые шесть лет после создания ФИФА существовала на членские взносы, затем в течение 30 лет – на выручку от международных матчей и инвестиций.

С 1970-х годов на первое место в финансировании футбола выходят спонсоры. Благодаря стараниям Йозефа Блаттера, или, как его называют, – Зеппа, пришедшего на пост технического директора ФИФА в 1975 году, партнерами Федерации становятся Coca-Cola и Adidas.

 

Двадцать лет Авеланж и Блаттер работали рука об руку. ФИФА стремительно превращалась из футбольной организации в коммерческую компанию. Доходы от проведения чемпионатов выросли почти в 20 раз. Но бюрократический аппарат федерации разросся до таких пределов, что стал неуправляем. Мошенничества и хищения достигли небывалых объемов. Однажды Блаттер выплатил зарплаты сотрудникам из своих личных средств – счета ФИФА пустовали, несмотря на миллионные рекламные контракты.

 

FIFA: СПОРТ, СТРАСТЬ И ПОЛИТИКА

 

ВРЕМЕНА ЗЕППА

В 1994 году авеланж объявил Блаттеру о решении покинуть пост и сделать его своим преемником. Отчасти это было признанием заслуг Зеппа. Отчасти желанием защититься: скандалы преследовали ФИФА, но Авеланж хотел уйти из президентства мирно и с почестями. Через четыре года после этого разговора так и случилось.

Несмотря на попытки взять под контроль финансовые потоки внутри и вокруг ФИФА, Блаттера ждали провалы. В 2002 году ФИФА потеряла 100 миллионов долларов после банкротства швейцарской компании, получившей право на обслуживание Чемпионата мира. Пресса донимала Зеппа расспросами о миллионных растратах во время его секретарства. «Все, что я делал, было во имя футбола и семьи ФИФА, которую я буду защищать во что бы то ни стало», – отвечал Блаттер.

Зеппу грозила тюрьма. ФИФА собиралась обвинить его в финансовых махинациях. Блаттер обратился за помощью к Авеланжу. «Нужно найти пятерых колеблющихся и повлиять на них», – посоветовал экс-президент и подсказал способ. На ближайшем заседании ФИФА Блаттер ответил на очередное предложение подать в отставку: «У вас есть доказательства против меня? Даже если они есть, я не уйду за решетку один». Его блеф сыграл на все сто. в Сеуле испуганные члены ФИФА большинством голосов переизбрали Зеппа на второй срок. «Что вы сделаете с теми, кто хотел избавиться от вас?» – «Буду держать их на коротком поводке. Простить можно все. Главное – ничего не забывать».

 

FIFA: СПОРТ, СТРАСТЬ И ПОЛИТИКА

 

Сегодня в ФИФА входит 209 национальных федераций футбола. Штаб-квартира федерации расположена в Цюрихе. Среди главных спонсоров ФИФА остаются Adidas, Coca Cola, Visa и Hyundai/Kia. Мировые корпорации Sony и Emirates отказались от продления крупных контрактов из-за коррупционных скандалов и отказа Блаттера перенести мундиаль из Москвы после событий на Украине. А мир ждет Чемпионат 2018 года.