Кризис – время переосмысления ценностей. У человека есть такая привычка: когда все хорошо, он идет по жизни по инерции, по одним и тем же рельсам. А кризис – это встряска: рельсы поломались, поезд остановился – значит, появилась возможность пересесть на другой вид транспорта. Кризис помогает мобилизовать свою энергию, энергию компании, помогает увидеть новые ресурсы, расширить видение мира.


 


КРИЗИС: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ И ОТШЛИФОВЫВАТЬ АЛМАЗЫ


 

НАТАЛЬЯ ВЛАСОВА,

генеральный директор компании «International House», эксперт в области международного образования и менеджмента образовательных услуг

Возможно, именно сейчас нужно «все бросить» и начать заниматься тем, о чем давно мечталось. А это значит, что есть возможность начать двигаться в другом направлении. Нужно делать то, что приносит радость даже без материального вознаграждения, и… Учиться! Ведь именно кризис – самое подходящее время для получения новых знаний и навыков, может быть, даже не связанных напрямую с деньгами и умением их зарабатывать. Хотя именно повышение уровня своей финансовой грамотности первым приходит на ум во время потери привычного благосостояния.

Может, стоит попробовать посмотреть на угрозу как на возможность? Первое, что можно сделать, – это оптимизировать расходы. На образование в первую очередь. Если еще вчера не хватало времени просмотреть все экономические новости, внедрить систему управления бизнес-процессами, сходить на семинар по инновационному ведению бизнеса и просчитать риски от диверсификации, сегодня можно обратить внимание на то, где и чему обучается Ваше чадо. Кому мы доверяем развивать наше будущее? За что платим наши деньги?

Если раньше ребенок получал дополнительное образование у частного преподавателя, которого порекомендовали «по наследству от старшего брата», убедитесь, что его знания не устарели, что репетитор не только работает «на дому на себя», но и не забывает повышать свою собственную квалификацию. А если обнаружите в списке своих расходов на образование ребенка «каморку по соседству с домом» под названием «Курсы всяческих языков» или «Лучший развивающий центр», сейчас самое время применить свои аналитические способности, чтобы выбрать обучающий центр для наследника. Потратьте час своего драгоценного времени, сделайте анализ предоставляемых образовательных услуг, ознакомьтесь с программой, обязательно поговорите с преподавателем!

То же самое относится и к выбору общеобразовательной школы. Просчитайте расходы на дополнительное обучение ребенка – и, может быть, к своему удивлению, придете к выводу, что дешевле будет рассмотреть вариант с частной школой. Согласна с теми родителями, которые считают, что ребенок должен трудиться-учиться наравне со взрослыми, то есть 40 часов в неделю. Но вот чем он занят в это время? С кем он общается? И есть ли у него время на неформальное общение с коллегами-одноклассниками? Что мы хотим получить от посещения общеобразовательной школы? Знания или социализацию? Если знания, то какие? Если социализацию, то с кем? Те же самые вопросы нужно задать себе по поводу спортивной секции и музыкальной школы. Это выбор будущей профессии или интересное и познавательное времяпрепровождение? Ведь мы сами идем за здоровьем в фитнес-клуб, а из детей хотим вырастить олимпийских чемпионов с изначальной мотивацией «для здоровья».

Таким же образом проанализируйте возможности получения высшего образования. Просчитайте затраты на поступление даже на «бюджет» российского вуза и получение диплома западного университета. Если не брать в расчет Великобританию и США, где образование стоит (и оправданно) баснословных денег, можно остановить свой выбор на Канаде (где пока еще есть возможность получить двойное гражданство), Новой Зеландии и Австралии. Ну а то, что в Европе образование бесплатное (!), не знает, наверное, только ленивый. Поэтому Германия, Австрия, Испания, Чехия, Франция, Финляндия, Нидерланды с нетерпением и радостью примут российских студентов, которые хотят получить новые знания и расширить свои горизонты. Для этого, правда, нужно заранее позаботиться о международных сертификатах, подтверждающих уровень владения иностранным языком. Кстати, здесь ребенку тоже нужна помощь. Сегодня практически любая школа иностранных языков предлагает сдать международные экзамены… Поинтересуйтесь, «погуглите» и просто подумайте: зачем готовиться к TOEFL или IELTS, которые имеют двухлетний срок годности, если в планах не значится скорый выезд в США, и что за экзамены предлагают сдать?

Вы удивитесь, но может оказаться так: то, за что долгие годы платились деньги, на самом деле или уже устарело, или обесценилось, или на рынке уже давно работают и обучают по другим стандартам и методикам.

Конечно же, образование должно быть в меру консервативным. Но без экспериментов и на этом поле не обойтись.

Может, на рынке появились новые услуги, программы или целые направления, о которых Вы раньше и не подозревали?

Почему часто воспитание ребенка мы полностью доверяем внешним специалистам: няням, учителям, репетиторам, а также бабушкам и любимым вторым половинкам? Ведь здесь должны работать те же самые бизнес-схемы и алгоритмы. Если рассмотреть воспитание как бизнес-процесс, то в цепочке «воспитание-обучение» точно есть и влияние внешней среды (школы,

сверстников и т.д.), и внутренняя среда (собственно внутренний многогранный мир любимого чада). И задача родителя-руководителя, как всегда, найти баланс между внутренним и внешним. И родитель-руководитель должен не забывать о своих прямых функциональных обязанностях: планировании, организации, мотивации и контроле. Как и о второстепенных: заботиться о корпоративной культуре семьи-организации, выплачивать комиссионное вознаграждение в виде материальных благ, эмоционально заряжать позитивом и уверенностью в завтрашнем дне свой самый важный в жизни проект под брендом «сын» или «дочь»!

Кризис – это время узнавать что то новое. Иногда эти знания можно получить старым добрым способом, практически без денег (например, бартером) или узнать о новой схеме налогообложения, не посещая дорогостоящий семинар, а пообщавшись со своим коллегой на встрече бизнес-клуба.

Я не призываю экономить на образовании, я за то, чтобы мы разумно и с пользой научились инвестировать в знания. Ведь знания, навыки, способности останутся с нами всегда. Однажды в детстве научившись кататься на велосипеде, мы не могли предположить, что этим навыком украсим свой досуг через много-много лет… Ведь неизвестно, где и как мы применим наши возможности, и каков будет результат. Но без развития, без процесса накопления знаний и опыта наша жизнь была бы скучна и однообразна.

Вкладываясь в обучение, Вы выйдете из кризиса с более высоким уровнем собственной капитализации. В этот период освобождается очень ценный ресурс – время, – и его можно потратить с пользой для себя, для своего ребенка или компании. И, наконец, знания не обесценятся под действием инфляции и будут служить «визитной карточкой», отпечатавшись на Вашем челе! Никакой кризис не испортит русскую пословицу: «Встречают по одежке, а провожают по уму»!