ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА: ОТ ПРОТИВОРЕЧИЙ К ЕДИНЕНИЮ


Виктор Ефимов, ректор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета


 


Понятия «эко-логия» и «эко-номика» имеют единое корневое начало. В древнегреческом (эко) – «дом, хозяйство»; (логос) – «наука»; (номос) – «правило». Правила должны бы проистекать из науки. Попирание этой божественной логики лежит в основе всех глобальных проблем человечества: от духовно-нравственного разложения общества до взаимоувязанной с этим перспективы техногенной катастрофы. Наука о благоденствии нашего дома подмята глобализацией на базе экономики, все попирающей прибыли и замкнутыми на нее силовыми методами воздействия на общественные системы. Многонациональный русский дух и сопутствующий ему бизнес всегда искали альтернативные способы глобализации. «Единство, возвестил оракул наших дней, быть может, спаяно железом лишь и кровью, но мы попробуем его спаять любовью, а там увидим, что прочней» (Ф.И. Тютчев).

В нашей логике Земля представляет собой Свыше спроектированный, самодостаточный для Человека Разумного космический корабль, бороздящий безжизненное пространство Вселенной. Разбить целостность мозаики мироздания на калейдоскопические, не связанные между собой волокна – удел современной безбожной науки, «достижения» которой и ведут мир к экологической катастрофе.

Разум – это ум, сопряженный с Богом-Ра через энергию действия, которую в русском языке отражают звуки «ж» и «з». Человек, наделенный разумом, должен понимать, что ничего совершеннее природы в земной жизни создать невозможно. Природа – это истинное Священное Писание в нашем трехмерном мире, ниспосланное нам Свыше в закодированной образной форме. Соревнуясь с Богом, мы в лучшем случае можем лишь рассмешить его. Настала пора обратиться к духовной экологии человека и ноосферы, к эко-технологиям, которые опираются на величие природы, вдумчиво подсматривают и воспроизводят ее уникальные возможности.

 

Будущее возможно, если мы организуем жизнь на Земле не за счет безвозвратного истребления природных ресурсов, а за счет использования только того их прироста, который естественным образом предусмотрен Создателем. При этом сам природный потенциал должен выступать в качестве неприкосновенного запаса, того капитала, на проценты от которого и создаются блага цивилизации. Ведь именно так, опыляя и одаривая окружающую среду, устойчиво функционирует пчелиный улей. Человек и пчела, которой целиком посвящена одна из сур Корана, не случайно являются однокоренными словами.

 

Энергии солнца, поступающей на один квадратный метр земной поверхности, достаточно для поддержания энергетического баланса одного человека. Каков же КПД ее использования? Растительная пища вбирает в себя до 3% энергии солнца, теленок, ее поедающий, – 8% от растительности, человек – 0,7% от мяса теленка. Промышленное животное звено удлиняет цепочку, делает ныне господствующую индустрию питания ущербной как в энергетическом плане (сверхнизкий КПД), так и в плане экологии и этики отношений с окружающей средой. А ведь еще в 1958 году академик Углов сделал уникальное научное открытие возможностей организма человека по альтернативному адекватному питанию на базе естественной природной пищи. Сегодня эта информация доступна в Интернете. Рациональное питание позволило бы снять множество этико-экологических проблем, включая экологию души и здоровье самого человека. И только этически организованный средний бизнес мог бы содействовать продвижению этих здравых идей в общество, вопреки интересам транснациональных корпораций, превративших индустрию питания в бизнес, не считающийся со здоровьем людей и благополучием нашей планеты.