Чи є в секретарів майбутнє?
1950-е и 1960-е годы принесли много нового в американские офисы, в том числе Xerox для фотокопирования документов, текстовые редакторы для компьютеров и — что, возможно, менее известно — первый Национальный день секретарей в 1952 году. Секретари той эпохи предусматривали розовое будущее, и много кто рассматривал свою работу как билет в лучшую жизнь.


В 1961 году специализированный журнал today’s Secretary предполагал, что через 50 лет «секретарь будущего» будет начинать свой рабочий день в полдень и идти на месяц в отпуск благодаря «электронной вычислительной машине.» Согласно другим оптимистическому прогнозу, на секретарей (которые будут передвигаться по коридорам офисов с помощью «безрейкових пластиковых пузырей») будет еще выше спрос за то, что тогда неясно называли «расширением бизнеса.»


Но почти 60 лет назад, в дату, которую теперь отмечают как «День административных профессионалов», мы переживаем конец рецессии, в которой около двух миллионов административных и канцелярских работников потеряли свои рабочие места после того, как их боссы обнаружили, что они могут сами работать со своими календарями и планировать путешествия благодаря интернету, а потому их помощники стали заявими. Ясно, что хотя секретарь еще не присоединился к курьера и продавца льда на огромном кладбище устаревших профессий, технологический прогресс пройшлов не совсем так, как себе представляли те футуристы с середины прошлого века. От этой работы, бесспорно, является удовольствие, но для многих секретарей она остается часто изнурительной, иногда унизительной и все более ненадежной.


Новые технологии таки делали жизнь секретарей ХХ века секретарей легче. До начала 1920-х пишущие машинки укрепили позицию женщины в приемной, а более поздние версии позволяли уже печатать быстрее и с меньшим напряжением («Живая после пятой!» [Alive After Five!] — как утверждало рекламное объявление 1957 года). Появление фотокопіювального аппарата Xerox 914 в 1959 году покончила с трудоемким копированием с помощью копировальной бумаги и машинки.

Но с самого начала отношения между секретарями и технологиями были напряженными. Один из пособий секретарской дела начала прошлого века предлагал поучительная история про секретаршу, которая отказалась научиться пользоваться одним из первых звукозаписывающих устройств, который назывался «деловым фонографом», и которую сразу же заменили младшей стенографисткой с оплатой труда на $3 в неделю больше.

Еще в 1966 году, с введением первой компьютеризированной системы редактирования текстов (Magnetic Tape Selectric Typewriter от IBM), секретари были встревожены, что машины могли бы их заменить. Им уже не надо было перепечатывать страницу за пропущенную букву — но отнесли бы их к «машинописного бюро космической эпохи», что предлагало бы мало возможностей для карьерного продвижения?

Действительно, это произошло, на хорошо и на плохо, поскольку некоторые секретари переехали из реальных офисов в виртуальные. Написав комментарий на веб-сайте этой газеты в 2008 году, одна виртуальная ассистентка по имени Барбара Сондерс заявила, что кибер-офис, где «символы» социального ранга», как кабинет с большими окнами у руководителей, не имеют никакого смысла, мог бы перевернуть иерархию боссов и персонала раз и навсегда. «Для тех из нас, кому ранговая социальная система всегда казалась неприятной, потеря «офиса» является освобождением», — писала она.

Интересно отметить, что укрепление этих «символов социального ранга» часто были одним из способов, в которые секретари пытались сохранить свою работу от вымирания. Еще в 1961 году бывший президент Национальной ассоциации секретарей рассказывала The Los Angeles Times, что секретари должны весело выполнять черную работу, такую как чистка пепельниц, потому что это их «страховмй полис от замены компьютером». В том же году журнал Life пошутил, что печатная машинка, которая сама будет преобразовывать голос в текст, «вряд ли вскоре избавит секретарей их рабочих мест», поскольку – здесь он подделал неспособность машины превращать разговорную речь в орфографически правильный английский — «низграбна мажина никогда не змоше сробити кафы».

Кофе давно является точкой вспышки сильных эмоций из-за различия во взглядах на службу и сервильність в офисах. В 1970-х годах, когда вторая волна феминизма начали устранять традиционную диаду мужчины-босса и женщины-секретаря, больше чем одну секретаршу уволили за отказ сделать, принести или подать кофе. В Лос-Анджелесе в 1973 году определенную Леонор Пендлтон уволили за «некомпетентность, неповиновение и невыполнение должностной инструкции» после отказа сделать кофе. Два года назад секретаршу на Манхеттене освободили через 20 минут после того, как она отказалась принести «четыре обычные кофе из ближайшей кофейни для человека, которая остановила ее в коридоре — это был вице-президент компании.

Такие вещи происходят и сегодня. За более 20 лет работы офисным работником я делала кофе, когда она заканчивалась, спрашивала у клиентов, или они хотели бы кофе, и делала дополнительную кофе для моего босса, когда делала ее для себя. Но другим тяжелее. «У меня нет проблем с приготовлением кофе и/или воды для наших гостей», — написала Тамара Клопфенстейн, клерк и администратор в письме к своих двух мужчин-боссов в 2007 году. Но она не была готова «служить и прислуживать вам, готовя и подавая кофе.» Она была бы рада сесть и поговорить» о деле, но ей никогда не дали такого шанса. Через девять минут после того, как она нажала на кнопку «отправить», она была освобождена.

Секретари с сегодняшнего дня и 60 лет назад, вероятно, пришли бы к согласию относительно одного технологического изобретения, которого бы они так хотели, никогда не будет. После всех этих лет человеческому существу все еще надо включить кофеварку и доставить готовый продукт. Но это не спасет работу административного помощника из пасти компьютеризации. Секретари могут только надеяться, что руководители не будут воспринимать человека, о котором идет речь, как должное, что является знаком того, что не каждый будет праздновать этот День административных профессионалов.