Год назад Тони Фернандес был включен в список 100 самых креативных бизнесменов мира. Его называют «азиатским Ричардом Брэнсоном». Их можно сравнить. Во-первых, они оба – сэры, один из Великобритании, другой – из Малайзии (Фернандес награжден титулом «дато», в Малайзии это означает «сэр»). Во-вторых, Тони тоже бизнес-революционер, он сделал революцию в авиакомпаниях Азии. В юности Фернандес работал в компании Брэнсона Virgin, а в прошлом году Брэнсон поработал в компании Фернандеса Air Asia, которая шесть лет подряд признается лучшей лоукост-авиакомпанией мира. На Nordic Business Forum в Хельсинки малазийский предприниматель поделился своими принципами успешного бизнеса.


ТОНИ ФЕРНАНДЕС: «АЗИАТСКИЙ РИЧАРД БРЭНСОН»


МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ


Когда мне было 12 лет, мои родители отправили меня одного в школу в Англию. Мой папа дал мне 50 фунтов и сказал: прилетишь в Лондон – сам найдешь дорогу к школе. До этого я в Лондоне никогда не был. Когда я приехал в школу, то позвонил маме и спросил: могу ли я на каникулы приехать домой? Она сказала: «Хорошо бы, если бы ты приехал домой на каникулы, но билеты стоят очень дорого». И я не мог избавиться от мысли о том, что полеты должны быть дешевле.

Мой лучший друг из школы недавно нашел у себя и прислал мне из Англии старую коробочку, в которую я в школе складывал свои книги и вещи. Мои дети были просто поражены. В ней лежали стикеры авиакомпаний, модели машинок и наклейки с символикой футбольных клубов. Я сейчас владею авиакомпанией, командой «Формулы 1» и лондонским футбольным клубом «Куинз Парк Рейнджерс». Для меня было просто удивительно увидеть, что в 12 лет я уже интересовался футболом, собирал модели автомобилей и стикеры авиакомпаний.

Есть очень тонкая грань между блестящими идеями и глупостью. Когда я ушел из музыкальной индустрии, то сказал своей жене: «Знаешь, я хочу открыть авиакомпанию». После того как жена

перестала смеяться, она ответила: «Тебе нужно открыть булочную, у тебя живот большой, как раз подойдет». Я сказал: «Нет, я хочу открыть авиакомпанию». Я вернулся в Малайзию и ничего не знал о бизнесе авиакомпаний. Я нашел двух партнеров, мы зашли в Интернет и стали искать модель бизнеса авиакомпании.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ СТАРЫЕ СВЯЗИ

Первый же вопрос: как нам получить лицензию? Мы посмотрели друг на друга: «Понятия не имеем». Открыть авиакомпанию – это не так же просто, как пойти и купить машину. Один сказал: «Нам нужны политические связи». Отлично, но у нас вообще нет связей с политиками. Тут я вспомнил про человека, который помогал нам бороться с музыкальным пиратством в Малайзии. Он работал в правительстве, и я спросил: «Поможешь нам открыть авиакомпанию?» Он: «Вы – честные ребята, по-моему, идея хорошая. Какие идеи вы хотите донести до премьер-министра Малайзии?»

СДЕЛАЙТЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Мы добились встречи в 10 утра с премьер-министром. Я проснулся в 6 утра, боялся проспать. Мы пришли в его офис, там люди знали меня как представителя музыкальной индустрии. Они спросили: «Опять пришли бороться с пиратством?» Я ответил: «Нет, мы хотим организовать авиакомпанию». Они начали смеяться, но мы уже к этому привыкли.

Я сделал презентацию, и премьер сказал: «Благословляю вас, у вас точно все получится, вы – не такие, какими обычно бывают представители авиакомпаний, вы полны энтузиазма». Но! Он сказал: «Но! Вы должны купить авиакомпанию, я не могу дать вам новую лицензию, уже слишком много авиакомпаний потерпели крах».

НЕ БОЙТЕСЬ ПРОБЛЕМ

У нас троих всего было 500 тысяч долларов. Но оптимизм поможет вам пройти большой путь. Я сказал: «Наверняка найдется убыточная авиакомпания, которую мы сможем купить дешево». И мы нашли две такие: в первой нужно было быть, наверное, Богом или человеком, приближенным к Богу, чтобы разобраться в их балансовой отчетности, которую сложно было балансом назвать. Тогда мы подошли к генеральному директору другой – Air Asia – и спросили: «Можем ли мы купить?» И он сказал: «Да хоть завтра». Я подумал: «Боже, надо было попросить у него еще денег за то, что мы покупаем его авиакомпанию». У компании было 10 миллионов долгов. Но мы ее купили – а через три дня в Нью-Йорке были сбиты Башни-близнецы. Добро пожаловать в мир авиации!

Но мы решили, что люди все равно будут летать, и начали работать в 2001 году. Тогда у нас было два стареньких самолета, теперь – две сотни. У нас было 200 человек в компании, а теперь – 2000. Сначала у нас была сотня пассажиров, к осени 2014 года – уже 42 миллиона.

Мы работаем в лоукост-отрасли. Пассажирам в нашей авиакомпании надо все делать самим: самим регистрироваться, самим нести чемодан к самолету. Но даже если вы маленькая компания, маленький бренд, не бойтесь стать спонсором, партнером большой известной компании. Мы бы не стали такой огромной компанией, не вышли бы на 50 миллионов пассажиров, если бы не поддерживали такие бренды, как, например, «Манчестер Юнайтед».

РЕКЛАМИРУЙТЕСЬ В КРИЗИС

Предприниматели терпят крах оттого, что никто так и не узнает об их великих идеях, поэтому маркетинг крайне важен даже в тяжелые времена. Я прошел через все сложности – атипичная пневмония, цунами, сингапурское правительство, куча всяких проблем. Но мы всегда находили выход. Вы еще помните атипичную пневмонию? Все очень сильно боялись, и полеты в Азию резко сократились. И мой друг сказал: «Это самое удачное время для рекламы! Никто сейчас не рекламирует свои авиакомпании, а тебе нужно это сделать сейчас, и люди запомнят компанию».

Маркетинг поможет вам выбраться из проблем. Помните взрыв на Бали? Все отменили свои полеты на Бали. И я сказал: мы сейчас нужны людям, мы не будем сокращать полеты. Я предложил бесплатно 10 тысяч билетов на Бали, и теперь люди не боятся летать туда. Но цель этого урока: малазийцы любят рассказывать своим друзьям о своем успешном опыте. Те, кто слетал тогда, вернулись и рассказали своим друзьям о том, как там чудесно, и поток клиентов увеличился.

БУДЬТЕ ПРОЩЕ

Я хожу на работу в джинсах и футболке. Новые охранники даже думают, что я какой-то нелегальный иммигрант. Если у вас костюм от Армани, то возникает дистанция между вами и вашими сотрудниками. А если вы одеты хуже них, то они чувствуют себя очень комфортно и с легкостью общаются с вами. Хотя обычно в азиатских компаниях менеджеры сидят очень высоко.

Каждый месяц я путешествую на своем самолете, регулярно проверяю свой персонал. Вы не можете быть хорошим руководителем, если не идете, образно говоря, в поле, и не знаете, что происходит в вашей компании на самом низком ее уровне. Я думаю, что слишком много начальников сидят в высоких кабинетах за закрытыми дверями и думают, что они очень важные. А настоящий руководитель должен «идти в народ» и узнавать о том, что там происходит.

Раньше мы загружали, закидывали чемоданы на борт самолетов… Ну, я имел в виду: с любовью их укладывали. Когда мы перешли с боингов на аэробусы, а у них борт несколько выше, и снова с любовью укладывали чемоданы, грузчики мне сказали: может быть, мы купим транспортеры? Я сказал: нет, мы не можем себе этого позволить. Но сам увидел, как на индонезийских рейсах люди везут с собой на самолете чуть ли не весь дом, а те, кто летает в Малайзию, еще и соседский дом прихватывают. И вот я посмотрел на то, как работают грузчики, и сказал: мы купим транспортерные ленты. Если бы я сам был грузчиком, то уже, наверное, потребовал бы создания профсоюза грузчиков.

ИЩИТЕ ТАЛАНТЫ В СВОЕЙ КОМПАНИИ

Я обнаружил в своей компании много молодых ребят, у которых не было денег на образование. И когда я открывал первую программу для пилотов, то сказал: хорошо, мне не важно, какое у вас образование, но если вы хотите стать пилотами, то мы вам поможем. И первые наши 12 слушателей были из нашей компании. Я действительно хотел помочь им, хотел научить их, хотел, чтобы они стали пилотами. У нас были ребята, которые работали на складе, были помощниками бухгалтеров, и один грузчик из маленького города. Он был невероятно сообразительный, и у него оказались лучшие оценки в Малазийской авиационной Академии. И сегодня все эти ребята стали капитанами в компании Air Asia. Именно так мы мотивируем наших сотрудников.

Мои сотрудники знают, что здесь возможно практически все, и это не просто слова. В экипаже была девушка, которая сказала мне, что она хочет стать пилотом. У нас нет девушек-пилотов! Но ведь если женщина может управлять страной, то она может и самолет вести. И сейчас у нас 42 женщины-пилота в компании. Как-то у нас был полет, когда весь экипаж – женщины, а все пассажиры – мужчины.

СЛУШАЙТЕ ЛЮДЕЙ

Все великие идеи компании Air Asia пришли к нам от наших сотрудников и от наших клиентов. Нужно хотеть слышать людей, не нужно думать, что вы знаете все сами.

Это касается продуктов питания, мест, куда мы летаем. О некоторых из них я вообще не слышал никогда, и кто-то мне написал: попробуйте открыть полеты туда, это будет востребовано. И мы поверили этому человеку – и попробовали. Конечно, мы могли бы провалиться – и я попросил

перепроверить это. У нас теперь шесть рейсов в день в то место, и я до сих пор не знаю, как правильно произносится название этого города.

Стюардессы все время жаловались, что форма неудобная. Я сказал: хорошо, сами сшейте, сами спроектируйте свою форму, не будем обращаться к дизайнерам. Часто стюардессы разных авиакомпаний выглядят одинаково, знаете, будто с одной конвейерной ленты сошли: один и тот же лак, помада… Я сказал: решайте сами, как вы хотите выглядеть. Если только вы умеете слушать, то почувствуете, что идеи витают вокруг, повсюду, только их надо поймать.

ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ

У всех моих сотрудников есть мой телефон. Они могут написать мне в твиттере, смс, и часто люди пишут мне о своих проблемах, связанных с работой. Я стараюсь быть прозрачным руководителем, стараюсь делать прозрачную компанию. Иногда моим пилотам предлагают вступить в Международный профсоюз пилотов, и они говорят: да нам это не нужно, мы знаем о том, что происходит, мы сами решаем проблемы.

У меня внутри компании вообще нет дверей: у нас открытый офис. Нужно разбивать невидимые границы. У нас пять офисов, в одной команде находились инженеры, в другой – пилоты. Инженеры и пилоты ненавидят друг друга. Я все эти перегородки разрушил. Одну рабочую зону создал, заставил инженеров носить в их кошельках фотографии пилотов, а пилотов – инженеров. Я сказал: ребята, вы должны подружиться друг с другом. Сейчас есть только одна дверь, один вход в компанию.

Мы отошли от отдельных кабинетов, потому что все перегородки – препятствия на пути к успеху.

ПОСТОЯННО РАЗВИВАЙТЕСЬ

Мы создали и другие бренды – и сеть отелей, и страховую компанию, компанию мобильных денег, мы использовали нашу авиакомпанию как основу для создания других брендов. Также мы с Ричардом Брэнсоном создали авиакомпанию, которая будет летать на дальние расстояния. Дело было так. Я и Ричард как-то лежали на пляже, и он спрашивает меня: «Знаешь, почему мы бизнес никогда вместе не вели? Да потому что ты крадешь идеи у других, я не хочу вкладываться в бизнес с тобой!» Помните ли вы певца Боя Джорджа? Он тоже был с нами, и он сказал: «Ребята, вы должны сделать что-то вместе!» И я сказал: «Ричард, если Бой Джордж говорит, что нам нужно что-то вместе сделать, мы действительно должны это сделать». И через шесть месяцев мы открыли авиакомпанию AirAsia-X.

Когда-то у меня была мечта, чтобы мой босс Ричард Брэнсон работал на меня. В прошлом году он был моей стюардессой на рейсе моей компании.

МЫСЛИ – МАТЕРИАЛЬНЫ, МЕЧТЫ – СБЫВАЮТСЯ!

Я – самый большой мечтатель в мире. Я всегда говорю это молодым и старым предпринимателям: не забывайте о своих мечтах. Иногда мечты становятся реальностью. Если у вас нет мечты, то у вас нет цели – ничего не произойдет. Не бойтесь, рискуйте, если у вас не получится и вы упадете, это не страшно. Попробуйте снова. Вся моя жизнь прошла под этим девизом.

Я хочу до того, как выйду на пенсию, создать дешевую больницу. Обычно больницы тоже связаны с бюрократией, это дорогие заведения. Врачи – самый прочный профсоюз в мире. Мой отец – врач. Частная медицина дорогая, государственная – совсем ненадежная. Поэтому должно быть что-то между ними, что помогло бы людям сохранить свое здоровье. Больницы могли бы предлагать более дешевые услуги. Конечно, здесь суть не в том, чтобы дать половину таблетки или необходимого кислорода.

 Нужно эффективно использовать пространство и труд врачей. Я смогу это сделать, основываясь на своем опыте работы в авиакомпании. Ведь лоукост не значит низкое качество. Улыбка не стоит ничего. Будьте добродушными, будьте дружелюбными. Это бесплатно!