Предпринимательство в России в 2015 году столкнулось с новой реальностью, к которой оно во многом оказалось не готово. За последнюю декаду мы все привыкли к волатильности рынка, когда периоды бурного роста сменялись этапом резкого падения и стагнации, с относительно быстрым возвратом на траекторию роста. Мы умеем хорошо управлять бизнесом в условиях растущего рынка, но не готовы к ситуации, когда рынок кардинально меняется.


 


ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПЕРЕСТАЛИ ОПРАВДЫВАТЬ КРИЗИСОМ СВОЮ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ


 

Мы все время используем слово «кризис» как оправдание текущих сложностей и неэффективности бизнеса и рассчитываем на то, что он в какой-то момент закончится и все вернется на круги своя. Стратегия «переждать кризис» является тупиковой. Пока мы не поймем и не примем, что бизнес вступил в новую реальность, что в среднесрочной перспективе мы не можем ожидать возврата рынка к росту, что волатильность будет во многом определять динамику рынка на ближайшие годы, мы не сможем эффективно развиваться дальше. Перефразируя известное изречение Эйнштейна: пока мы делаем то, что делали вчера, мы не можем ожидать другого результата. И это, на мой взгляд, основной урок как для бизнес-лидеров, так и для общества в целом.

Россия является частью глобального мира, и любое противостояние и изоляция имеют очень серьезное влияние и риски, в том числе на экономику. Расчет на то, что наша экономика пройдет через данный исторический этап с минимальными потерями, не оправдался. Умение и готовность правильно оценить реальность и влияние тех вызовов, с которыми мы сталкиваемся, является критически важной компетенцией. Без этого мы будем сталкиваться с постоянной необходимостью пересмотра ожиданий (что происходило в этом году) и сложностями в проработке эффективной стратегии.

2015 год был крайне непростым. Количество вызовов, с которыми пришлось столкнуться, оказалось очень велико. Порой создавалось ощущение, что все риски материализуются, и возникает ситуация «идеального шторма». Это, безусловно, повышает уровень стресса в котором приходится жить. Но любая ситуация, насколько бы сложной она ни была, несет в себе и возможности. Проблема – как их увидеть, понять и реализовать.

В этом для меня был главный урок: всегда есть возможность, главное – ее найти. И основной барьер в нас самих, в нашем умении и, самое главное, готовности выйти за рамки привычного подхода, в какой-то мере поставить себя вне зоны комфорта.

 

 

АРМАН ВОСКЕРЧЯН, cтарший вице-президент, генеральный директор Philips в России и СНГ, а также глава Philips «Здравоохранение» в России и СНГ. Royal Philips (NYSE: PHG, AEX: PHIA) – это международная компания, работающая в индустрии «здоровья и благополучия». История компании в России началась в 1898 году, когда Антон Филипс заключил свой первый экспортный контракт на поставку 50 000 угольных ламп-свечей для Зимнего дворца. Штаб-квартира Philips находится в Нидерландах, в 2014 году объем продаж составил 21,4 млрд евро, а в компаниях, входящих в группу Philips, работают 108 000 сотрудников более чем в 100 странах.