Глава Патентно-правовой фирмы «НЕВА-ПАТЕНТ» Наталия Петрова рассказала Chief Time о том, зачем и когда нужно регистрировать свой товарный знак, почему необходимо защищать свою интеллектуальную собственность и что произойдет, если этого не сделать.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЛАТЫ БИЗНЕСА


 


Наталия Борисовна, как часто к вам обращаются производители товаров широкого потребления и какого рода обычно эти товары?

К нам приходят практически каждый день представители различных компаний малого и среднего бизнеса, которые выводят на рынок новые товары и услуги, начиная с различных продуктов питания и заканчивая, например, открытием кондитерской или ресторана. Помню, еще в 2002 году я стояла в супермаркете у кассы и пока ждала, решила посчитать, сколько вокруг товарных знаков, которые мы зарегистрировали. Насчитала 22 и успокоилась. Это было давно, сейчас их уже гораздо больше.

 

Какие основные проблемы в области закрепления прав на товарные знаки или продукты вы отмечаете?

Если говорить про товарные знаки, а это популярный сейчас сегмент, то я вижу основную проблему в том, что несвоевременно принимаются определенные решения. Бизнес не «видит», не распознает те объекты интеллектуальной собственности, которые создает. И соответственно, не может правильно и вовремя закрепить на них права. А если не может закрепить, то не может в дальнейшем с ними работать.

Еще хуже бывает, если компания нарушает права третьих лиц. Например, кто-то захотел вывести на рынок новый йогурт. И в качестве названия выбрал слово «Солнышко». Он называет йогурт, заказывает этикетки, упаковку и так далее. А потом выясняется, что право на это слово уже кому-то принадлежит, такой товарный знак зарегистрирован, и нашему конкретному бизнесмену невозможно зарегистрировать право на использование данного словесного обозначения для индивидуализации своей продукции. Получается, что люди вкладывают свои средства, энергию, время, а получить права не могут, потому что они нарушили последовательность действий. Теряют не только деньги, но и бесценное время, свое реноме, упускают возможности, а иногда и теряют предприятия. Если понравилось какое-то слово, то прежде чем давать распоряжения своим менеджерам по выводу продукции с таким названием на рынок, нужно сначала проверить – не зарегистрировано ли данное обозначение на территории РФ. Та же самая история, если предприниматель хочет вывезти товар за рубеж.

Если говорить о втором популярном сегменте – изобретениях и полезных моделях, то здесь другая история. Хотя она базируется все в той же области низкого уровня знаний в вопросах интеллектуальной собственности и некомпетентности людей, принимающих решения. Изобретатели не вовремя к нам приходят, не вовремя совершают определенные действия, не знают закона. Так, например, в законе есть норма: с того момента как продукция, в которой используется потенциально охраноспособное техническое решение, выведена на рынок, у автора/заявителя есть шесть месяцев на подачу заявки на изобретение или полезную модель с целью получения правовой охраны. Но чаще всего происходит так, что авторы выкладывают все в Интернете и только потом приходят к нам. Тогда мы говорим, что эти публикации «порочат новизну», мешают патентованию, потому что природа патентования в том, чтобы раскрыть свое техническое решение государству, и оно за это дает монополию. А потом уже, в виде патента, государство раскрывает запатентованное техническое решение всем остальным.

Есть и другой механизм закрепления прав на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, который мало сейчас используется, потому что мало о нем знают, но для субъектов бизнеса – он очень привлекательный. Это закрепление прав в виде так называемого «ноу-хау» (секрета производства).

 

Чем отличается закрепление прав на ноу-хау от изобретения или полезной модели?

В случае, если мы хотим получить право на изобретение или полезную модель, мы должны испросить правовую охрану у государства, а в случае закрепления прав на «ноу-хау» мы делаем это сами на предприятии. Руководитель предприятия может самостоятельно закрепить права на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности. И как раз с этим к нам приходят: за консультацией, помощью в закреплении прав на «ноу-хау», изобретения, полезные модели и другие объекты интеллектуальной собственности.

 

А как, например, закрепить право на свой товарный знак на международном уровне?

Для этого существуют различные пути: есть международные конвенции, в частности, Россия является членом так называемого Мадридского соглашения и Протокола к нему. Есть Европейский товарный знак, также есть национальные процедуры регистрации товарного знака в каждой конкретной стране. Выбирать путь надо в зависимости от того, что нужно тому или иному руководителю бизнеса, как он видит стратегию продвижения товара на рынок. У многих компаний сейчас уже есть свои постоянные патентные поверенные или агентства, которые их обслуживают в части сопровождения в сфере интеллектуальной собственности. И это правильно.

 

Как менялось отношение к защите своих прав в сознании самого предпринимательского сообщества?

Мое мнение: кризис всегда является толчком для развития предпринимательства. Основной рост регистрации товарных знаков в РФ начался после 1998 года. Пошел поток, мы это почувствовали. Думаю, и в будущем нас ждет очередной подъем регистрации прав на товарные знаки, изобретения, полезные модели и другие объекты интеллектуальной собственности.

Есть и другая сторона медали: когда у людей кризис, они думают – а что же у них есть? Интеллектуальная собственность приходит на помощь, потому что, по признанию мирового сообщества, – это один из активов, который в тяжелые времена очень хорошо может быть использован.

Но если сравнивать российские показатели изобретательской активности с зарубежной статистикой, то мы пока сильно отстаем. Подается катастрофически мало заявок на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки. Например, Китай в 2013 году подал более 800 тысяч патентных заявок, Америка – около 570 тысяч, а Россия, для сравнения, в 2013 году подала 64 266, а в 2014 году – 59 444 патентных заявки. Порядок отставания очевиден.

 

О каких сроках своего интеллектуального права нужно знать предпринимателю?

Если товарный знак зарегистрирован, право получено, то его надо поддерживать в силе. Сам охранный документ (свидетельство) действует 10 лет, а право продлевается путем оплаты пошлины еще на 10 лет, потом еще на 10 лет, и так – бессрочно. Товарный знак регистрируется не просто так, а в отношении определенного вида деятельности, определенных видов товаров и услуг. И на правообладателе лежит ответственность его использования. В том случае, если правообладатель товарного знака его не использует, правовая охрана может быть прекращена по истечении трех лет с даты регистрации по заявлению любого третьего лица через суд по интеллектуальным правам.

Что касается срока действия патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, то срок действия патента на изобретение сейчас такой же, какой был раньше, – 20 лет, с возможностью продления в оговоренных законом случаях, патент на полезную модель действует 10 лет без права продления, а патенты на промышленные образцы действуют по пять лет пять раз, в целом 25 лет.

Также есть много нюансов в случаях, когда право на изобретение, полезную модель или промышленный образец было утрачено из-за неуплаты ежегодной пошлины. Это право возможно восстановить, если еще не прошло трех лет с того момента, как право было утрачено.

 

Что мне грозит за использование чужого знака?

Гражданский кодекс, 4-я часть. Там есть различные санкции: самая простая – компенсация до 5 миллионов рублей. По решению суда может быть изъятие партии товара. Кроме того, существует административная и уголовная ответственность. Кстати, в новой редакции 4-й части Гражданского кодекса очень усилились права правообладателей на изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Сейчас им тоже предоставлена возможность испрашивать компенсацию за нарушение патентных прав. Этого раньше не было.

 

Насколько обязательно в России прохождение этих процедур? Чем грозит их невыполнение?

Судебные санкции, которые могут быть применены, – это малая толика того стресса, который может пережить правообладатель, когда он выясняет, что нарушает чьи-то права. Судебные споры – это непростой процесс, затяжной, затратный. Во главу угла я бы поставила психологический фактор. Одно дело – когда ты имеешь права и работаешь в правовом поле, другое – когда живешь своей спокойной жизнью и вдруг в один прекрасный день открываешь почтовый ящик и находишь письмо: «Вы являетесь нарушителем, и против вас может быть возбуждено несколько дел, в том числе – до уголовного преследования». Когда руководители узнают такие «новости», со здоровьем может случиться все что угодно. За годы нашей работы нам, к сожалению, довелось видеть разное. Хорошо, если ты что-то можешь сделать, плохо, если сделать ничего не можешь…

Например, когда имя или логотип, с которыми уже 10 лет работаешь на рынке, оказывается, принадлежит другой компании.

 

Для чего вообще нужно получать эти права? Зачем нужно патентовать?

Я всегда говорю так: каждый сам для себя решает, хочет он иметь право или нет на то, что он сам придумал. У нас есть клиент, который изобрел новую форму паруса. В свое время он пришел и спрашивает: нужно ли ее патентовать? Я его спросила: «А сколько времени вы потратили на то, чтобы это придумать?» Отвечает: «Два года. По ночам сидел, придумывал, считал». – «А сколько времени, сил, средств нужно конкуренту, чтобы ее повторить?» Ответ был простой: «Вообще нисколько, взял – и повторил». В этом кроется смысл патентования. Патент – это инструмент в конкурентной борьбе. Я патентую, потому что хочу иметь право на то, что я придумал, во что вложил свои силы, средства, время, энергию, ресурсы. Целей патентования я могу назвать очень много, но основная – это закрепление прав на то, что нового я (автор, изобретатель) придумал или придумали мои соавторы, коллеги, сотрудники.

 

Но если я не собираюсь закреплять свое право на товарный знак «Солнышко», а просто хочу сбыть партию, которую произвела?

Пожалуйста, можете не закреплять свои права. Главное, не нарушайте прав третьих лиц. Важно, чтобы продукт был «чистым», свободным от прав третьих лиц. Это касается всех объектов интеллектуальной собственности.

 

Расскажите еще, пожалуйста, о том, как выстраиваются отношения в области интеллектуальной собственности внутри компании? Когда в ней работают штатные авторы, изобретатели, ученые…

Юридическое лицо само по себе ничего не производит, все создается трудом физических лиц. И когда к нам приходят компании и говорят – у нас авторы такие-то, а правообладателем будет юридическое лицо, то часто у них не урегулированы взаимоотношения между правообладателями и авторами. По закону, правообладатель обязан выплачивать авторам авторское вознаграждение. Но этот механизм, который должен быть четко урегулирован в компании, к сожалению, на многих предприятиях просто отсутствует. А когда дело доходит до судебных споров, возникает вопрос: откуда у компании возникло это право? Когда и каким образом оно было передано? Но задним числом, к сожалению, уже ничего не сделаешь.

Сейчас создается много инноваций в интернете. И такие ситуации возникают достаточно часто в сфере не только патентного, но и авторского права. У него другая природа. Поэтому в компании особенно четко должны быть прописаны все взаимоотношения по созданию и дальнейшему использованию охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности. Руководителю компании необходимо, по возможности, заранее, при разработке стратегии ведения бизнеса, предвидеть многие составляющие, связанные с правами на интеллектуальную собственность, и своевременно использовать их для развития бизнеса.

 Интеллектуальная собственность – регулятор инновационной экономики, конкуренции и изобретательской деятельности авторов, в нем есть определенные правила. Кто-то сейчас говорит, что патентное право устаревает, не поспевает за стремительным развитием инноваций, особенно в информационной среде. Но его пока никто не отменял. Россия – член мирового сообщества и гармонизировала свое законодательство в соответствии с международными нормами. Мы должны научиться уважать и использовать эти инструменты во благо повышения конкурентоспособности своего бизнеса и страны в целом.

 

ПАТЕНТНО-ПРАВОВАЯ ФИРМА «НЕВА-ПАТЕНТ» – одна из ведущих российских фирм на рынке

патентно-правовых услуг. Основана в 1995 году. Сегодня это стабильно работающая и развивающаяся компания, предоставляющая полный спектр услуг в сфере интеллектуальной собственности в России и за рубежом.

 

 

НАТАЛИЯ ПЕТРОВА, патентный поверенный РФ, генеральный директор Патентно-правовой фирмы «НЕВА-ПАТЕНТ», президент Фонда развития интеллектуальной собственности, академик Международной академии авторов научных открытий и изобретений.