Гай Кавасаки – венчурный капиталист, управляющий компанией Garage Technology Ventures. Но известен он стал благодаря работе со Стивом Джобсом и своим бизнес­проповедям.


В 1983 году Гай Кавасаки настолько сильно восхитился идеей создания компьютера Macintosh, что бросил спокойное и денежное место в алмазной компании и попросился в Apple. Стив Джобс сразу оценил потенциал претендента, с порога заявившего, что он никогда в жизни не имел никакого отношения к цифровым технологиям. Джобс назначил наглеца «евангелистом», а в 1995­м – он уже был «главным евангелистом» или, в переводе на стандартную терминологию, директором по маркетингу.


После ухода из Apple Гай Кавасаки продолжил «проповедовать»: он пишет книги, выступает с остроумными лекциями и сыплет анекдотами: «Сколько сотрудников Apple потребуется для того, чтобы вкрутить одну электрическую лампочку? Правильный ответ: один. Сотрудник Apple поднимет лампочку у себя над головой и будет ждать, что весь мир повернется вокруг него. А сколько сотрудников Microsoft потребуется для решения той же задачи? Правильный ответ: ни одного, потому что Билл Гейтс провозгласил темноту новым стандартом».


Отложите написание миссии. Сочините мантру

Кавасаки не советует начинать дело с формулировки миссии, поскольку обычно ее выбирают так: или пишут набор банальностей, или выезжают в загородный отель в компании бизнес­консультанта, который заставляет играть в детсадовские игры. Потом все начинают что­то чертить на ватмане, и консультант, который ни черта не смыслит в вашем бизнесе, изрекает: «Наша миссия – предоставлять нашим клиентам и социальным группам, с которыми мы работаем, продукты и услуги высочайшего качества, и делать это посредством лидерства, инноваций
и партнерского взаимодействия».

По мнению Гая, эта и подобные формулировки бесполезны: они слишком длинны, не уникальны, они не запоминаются: «Отличная миссия для вас, для сотен других компаний, но спросите ваших сотрудников, какое отношение их работа имеет к “лидерству, инновациям и партнерскому взаимодействию”? – справедливо спрашивает он и добавляет: –  Когда­нибудь, когда у вас будет пятнадцать тысяч сотрудников, когда вы будете продавать акции на бирже и тратить два миллиона долларов на составление ежегодного отчета, вот тогда, так и быть, можете придумать себе такую же дурацкую миссию».

Главный недостаток большинства миссий – высокопарность и чрезмерная детальность. Почти все они – длинные, нудные, банальные и бессмысленные. Все компании пишут о себе одну и ту же банальщину: «лучший», «сообщества», «клиенты», «совершенство», «лидер», «качество». «Отложите написание миссии на потом, – советует Кавасаки. – Зай­метесь этим позже, когда станете успешным бизнесменом с кучей свободного времени и денег.  (А если не станете, то и миссия вам будет уже ни к чему.) А сейчас – сочините для своего предприятия мантру – 3­4 слова».

Читаем словарное определение: мантра – в индуизме: священное заклинание, которому приписывается волшебная, сверхъестественная и исцеляющая сила.

«Чтобы сформулировать мантру, закончите предложение: “Если бы не было моей фирмы, мир был бы хуже, потому что…”, – говорит Кавасаки. – Прелесть мантры
в том, что от нее по определению ждут краткости и звучности. Мантру не нужно записывать, публиковать в ежегодном отчете или печатать на плакатах.
А если вы все же вынуждены “продвигать” вашу мантру таким образом, то это неудачная мантра».

Основной недостаток большинства миссий – высокопарность и чрезмерная детальность. Почти все они – длинные, нудные, банальные и бессмысленные

Гай Кавасаки приводит пять удачных мантр: «Все для настоящего спорта» (Nike), «Развлечения для всей семьи» (Disney), «Ценен каждый миг» (Starbucks), «Думай» (IBM), «Думай иначе» (Apple). «Сравните мантру Starbucks “Ценен каждый миг” – с миссией этой же компании: “Утвердить Starbucks на позициях главного поставщика лучшего в мире кофе, сохраняя по мере роста и развития приверженность нашим неизменным принципам”», – иронизирует он.

«Что легче запомнить? – вопрошает Гай. – Представьте, что кто­то спросит ваших родителей или секретаря, что производит ваша фирма. И что может быть лучше краткого ответа­мантры – “все для настоящего спорта”»?

Невольно возникает вопрос: чем же в таком случае мантра отличается от слогана?

«Мантра – для ваших сотрудников: она помогает им понять, ради чего они трудятся. Слоган – для ваших клиентов: он объясняет, для чего им ваш продукт или услуга. Например, мантра Nike – “Все для настоящего спорта”, а их слоган – “Просто сделай это” (Just do it)», – отвечает Кавасаки.