Один из самых известных и успешных бизнесменов России, президент частного инвестиционного фонда ОНЭКСИМ о горении на работе и праве на ошибку.


Создание команды и достижение успеха – вечная тема. Думаю, что не сильно удивлю вас, предложив такой тезис: «единых правил нет». Что есть? Есть некоторые общие правила или принципы плюс жизненный опыт. Если этот сплав оказался драгоценным – вас ждет успех. Я думаю, что вообще ни одна конкретная модель или составленная по каким­то строгим конкретным правилам команда не может на 100% гарантировать успех. Это можно сравнить с воспитанием. Родители могут дать детям образование, культуру, деньги, но вряд ли успех.


Михаил Прохоров


 Если работаешь 12–14 часов в день (мой вариант), это не значит, что все должны «гореть» на работе. Должен быть баланс тех, у кого «горят глаза», и тех, кто работает с 9 утра до 6 вечера и просто классно делает свою работу. Есть такая «теория звезд и пахарей». Приведу пример из футбола: когда «Реал Мадрид» собрал в своем составе всех звезд – команда просто перестала играть.

Уход сотрудников – не всегда плохо, если есть 2­3 кандидата на это место. Не бывает незаменимых специалистов. Если они есть – у вас плохая система.

Не думай о том, что ты умнее всех, учись слушать свою команду.

Я считаю, что лидер несет моральную ответственность за всех и за все. Лидер является главным стратегом и третейским судьей. Именно он разрешает конфликты. Лидер не должен перекладывать свои привычки на свою команду.

Лидер должен давать право на ошибку. Это особенно важно, когда идет работа над воспитанием прeeмника – 1­го номера. Интересно, что конфликтность человека (если он профессионал) – важный сигнал: возможно, это новый лидер.

Ситуация и правила работы могут меняться радикально в связи с переходом от малого бизнеса к глобальному. В большом бизнесе не знаешь всех работающих, управляешь большими коллективами с помощью месседжей, прав ты или нет – становится видно только через несколько лет.

Первоначальное накопление капитала, как в нашей стране, так и в других странах мира происходило очень по­разному, и что уж там говорить – наш российский бизнес «далеко не святой». Но в последние 7­10 лет ситуация очень сильно поменялась, теперь «социальная ответственность бизнеса» – это уже не просто слова, а реальные дела в создании эффективных новых предприятий и модернизации старых, активная работа по повышению эффективности в социальной сфере, благотворительность.

Бизнес должен быть эффективен: платить налоги и достойную заработную плату на долгосрочной основе. Это вообще главная и обязательная задача бизнеса (в том числе и социальная), и уже за это можно ему сказать спасибо.

«Чистая» благотворительность – помощь тем, кому трудно, кто нуждается в заботе и опеке. Это – естественная человеческая потребность творить добро. Здесь успешный бизнесмен может проявить себя просто как человек, у которого больше возможностей помогать людям.

Общие правила или принципы, которые я разделяю:

1. Лидер определяет 50% успеха, 50% – команда.

2. Сначала кто, а потом что.

3. Нужно понять свои конкурентные преимущества (чем ты лучше других – только честно!), потом свои недостатки и найти людей, которые эти недостатки компенсируют.

4. Изучил себя и подобрал команду – верь в свою стратегию и иди к ней не отмороженно, но все время сравнивая с реальной жизнью, вноси коррективы.

5. Если случился кризис, сложилась нестандартная ситуация, лидер берет управление на себя – команда исполняет. Потом объясните, почему сделали именно так. Кризис не может быть долгим.

6. Ситуация и правила работы могут меняться радикально в связи с переходом от малого бизнеса к глобальному. В большом бизнесе не знаешь всех работающих, управляешь большими коллективами с помощью месседжей, прав ты или нет – становится видно только через несколько лет.

7. Уход сотрудников не всегда плохо, если есть 2­3 кандидата на это место. Не бывает незаменимых специалистов. Если они есть – у вас плохая система.

8. Не думай о том, что ты умнее всех, учись слушать свою команду.

9. Дай право на ошибку своему коллеге (если считаешь, что она не критична). Разве сам никогда не ошибался?