КРИЗИС? НЕТ, ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНИТЬСЯ


Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting




По роду занятий мне приходится часто общаться с владельцами предприятий. Рано или поздно разговор выруливает на кризис, на подсчет его «волн» и на ближайшие перспективы в экономике. И хотя все эти люди из разных бизнесов и городов, в их рассуждениях есть нечто общее – ожидание «конца кризиса». Они расходятся в прогнозах, но сходятся в одном – где-то в будущем находится точка, в которой «кризис закончится», и все снова само начнет расти и развиваться. Я не согласен не только с этой точкой зрения, но и с самим подходом к проблеме.

Начнем с того, что ситуация вокруг никак не указывает на близкий конец кризиса. В России в ближайшие пять лет сойдутся в одной точке сразу несколько сильных негативных трендов. Это и не растущие цены на нефть. Это и демографическая яма 1990-х, когда рождаемость снизилась почти вдвое, – сейчас она ударит по рынку труда. Это и кредитный «пузырь» на потребительском рынке, который скоро лопнет. Это и упорно дорожающие энергоресурсы, которые не удешевить никакой политической волей.

Эти и другие тенденции вряд ли позволят экономике страны вернуться к прежним темпам развития в ближайшую пятилетку. Я присоединюсь к мнению тех, кто считает, что страну ждет продолжительная стагнация. Выражаясь простым языком, спрос перестанет расти почти во всех отраслях экономики.

Но куда больше меня беспокоит подход предпринимателей, с которыми я беседовал. Ожидания «конца кризиса» подталкивают их к стратегии выжидания – сжаться, сгруппироваться, пересидеть, но дожить до очередного периода тучных лет. На мой взгляд, стратегия ошибочная и опасная. Расти, развиваться и процветать можно и на стагнирующем рынке, но действовать надо иначе.

 

Выжидательная стратегия подразумевает консервацию существующей бизнес-модели. Мы остаемся такими же, но уменьшаемся в размерах, чтобы вновь раскрыться в будущем. Но бизнес-модели многих российских компаний сформировались в годы непрерывного роста, а потому неэффективны. Они не подходят для эпохи стагнации и вряд ли подойдут к той будущей окружающей среде, которая ждет нас, когда стагнация закончится. Мир слишком быстро меняется – лет через 5-7 бизнес-среда будет совершенно другой. Произойдет смена поколений предпринимателей, а с ней и предпринимательских парадигм. Побеждать в будущих деловых войнах нужно будет иным оружием. На мой взгляд, рассуждать надо иначе. Стагнация – это не стихийное бедствие, это изменившиеся условия внешней среды. Это рынок, на котором не растет спрос. Это разборчивые, экономные потребители. Это несговорчивые банки. Нужно просто записать все эти неприятные особенности нового мира в условия задачи и подумать, как ее решать. Нужно забыть слово «кризис», поскольку кризис – явление тяжелое, но кратковременное. А надвигающаяся рецессия – это надолго. Пять лет назад, осенью 2008-го, когда я был директором средней оптовой компании, этот подход нам очень помог. Мы перестали, выпучив от ужаса глаза, повторять мантру про кризис, а постарались отнестись к сложившимся условиям просто как к изменившейся внешней среде. А когда мы свыклись с этой мыслью, мы задали себе вопрос – как мы будем жить и зарабатывать в сложившихся условиях? Оказалось, после кризисного падения наши продажи сравнялись с продажами 2006 года. Но ведь в 2006-м мы зарабатывали – почему же не можем зарабатывать теперь? И мы стали зарабатывать! На мой взгляд, сейчас наступает аналогичный момент. Надо не ждать «конца кризиса», а адаптировать свою бизнес-модель под новый мир. Мир, в котором спрос растет черепашьими темпами, все дорожает, а конкуренция становится все злее. Но зарабатывать и процветать можно и в этом мире. Вопрос, как всегда, в усилиях и в желании.