Индейский вождь, в честь которого американские колонизаторы назвали город в штате Вашингтон, о цикличности мира, почитании предков и одиночестве как несбывшейся мечте Белого человека


Как можно купить или продать небо? Тепло земли. Сама идея странна для нас. Мы ведь не владеем свежестью воздуха и брызгами воды. Как можете вы (правительство США) купить их у нас? Каждая часть этой земли священна для моего народа.


Мы знаем, что белый человек не понимает наших путей. Один кусок земли для него такой же, как другой, потому что он – чужак, приходящий в ночи и берущий от земли все, что ему нужно. Земля – не его брат, а его враг, и когда враг побежден, он двигается дальше.


В городах белого человека нет тихого места. Нет места, чтобы слушать весенние листья или шорох крыльев насекомого. Но, возможно, потому что я дикарь и не понимаю, мне кажется, что суматоха только вредит моим ушам.

Chief Seattle

Продолжайте пачкать свою постель, и однажды ночью вы задохнетесь в своей собственной грязи. Когда все бизоны убиты, все дикие лошади приручены, тайные уголки леса отяжелели от запаха людских толп, а прибрежные холмы испещрены говорящими проводами. 

Где орлы? Ушли. Где бизоны? Ушли.

Мы почитаем пепел наших предков и считаем священными места их отдыха. Насколько 

я могу судить, вы бродите между могилами своих предков, не испытывая никакого сожаления. Ваша религия написана на каменных скрижалях стальными пальцами вашего Бога, который никогда не простит красному человеку, что он не постиг и не запомнил его. Наша религия – это наследие наших предков, откровение старейшин, данное им в торжественные часы посещения Великого Духа. Их прозрения записаны в сердцах.

Ваши предки перестали любить вас, и земля их рождения, пройдя через врата могилы, уже странствует за пределами звезд. Они забыты и никогда не вернутся. Наши предки все еще любят эти зеленеющие поля и журчащие реки, эти величественные горы, скрывающие долины и живописные берега озер и заливов.

Chief Seattle

Когда последний красный человек сдохнет, и память о моем племени станет для белого человека легендой, эти берега заполнят незримые души моих людей… Ночью, когда улицы ваших городов и деревень будут тихи, и вы будете думать, что они пустуют, они будут заполнены призраками, которые все еще любят эти прекрасные земли. Белый человек никогда не будет одинок.

Племя сменяет племя и нация сменяет нацию, как одна морская волна – другую. Таков порядок природы, и жалеть бессмысленно. Час вашей гибели, возможно, еще далеко, но и он обязательно настанет, поскольку белый человек, с которым Бог гуляет под руку и беседует как с другом, не может быть изъят из всеобщего закона. Мы можем стать братьями после этого. Мы увидимся.

Учите ваших детей тому, чему мы учили наших, – что земля – наша мать. Все, что происходит с землей, происходит с сыновьями и дочерями земли. Мы знаем это. Земля не принадлежит нам. Мы принадлежим земле. Мы это знаем.

Все вещи связаны – как кровью, которая соединяет семью. Все вещи связаны. Все, что происходит с землей, происходит с сыновьями и дочерями земли. Мы не плетем паутину жизни; мы просто вплетены в нее. Что бы мы ни делали паутине, мы делаем себе.

Я сказал «смерть?» Нет смерти – есть только смена миров.