Во второй части обзора новинок женевского автосалона –
концепт-кары, чей смелый дизайн может вызвать
у неподготовленного автолюбителя недоумение



КОНЦЕПЦИЯ БУДУЩЕГО


«Джентрификация». Так бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани называл переселение в городские трущобы художников, которые превращали притоны и ночлежки в арт-объекты. Постепенно новый район привлекал яппи, цены на недвижимость стремительно росли вверх, а креативным одиночкам приходилось искать новое место для экспериментов. В автомобильном мире аналог «Джентрификации» –  работа дизайнерских ателье: стараниями гигантов индустрии их концептуальные провокации за несколько лет превращаются в заурядную опцию бюджетных автомобилей.

В этом году пиршество на стендах дизайнерских студий явно намекало не столько на окончание кризиса в автомире, сколько на то, что именно кузовные ателье будут определять будущие тренды этой индустрии. Апофеозом стал финский концепт-кар Valmet Dawn, внешне напоминающий перегретую лазанью с растекшимся по асфальту сыром. Колеса скрыты, мотор выставлен на всеобщее обозрение – не столько автомобиль, сколько демонстрация достижений фирмы Valmet Automotive, на заводе которой в обозримом будущем будут собирать российские спорткары «Маруся». Впрочем, по традиции, несколько смелых концепт-каров показали и крупные компании – включая индийскую фирму Tata, производителя самых дешевых автомобилей в мире.

 

BERTONE

Те, кто недоумевает, на какие средства живет великое в прошлом ателье Нуччио Бертоне, которое давно перебивается заказами для китайцев и проектами вроде Chevrolet Niva, должны были прийти на празднование столетия компании в Женеве. Вековой юбилей совсем недавно пережившее сильнейший кризис в своей истории Bertone отметило взрывным концептом Nuccio. «В годовщину всегда оказываешься посередине между прошлым и следующим шагом, – делится в интервью Chief Time директор бренда Bertone Майк Робинсон. – Использовать слишком много старья – значит сделать «правильный» автомобиль, а я такие ненавижу. Мы многое взяли из ДНК Bertone – вроде Lamborghini Countach и автомобилей 1970-х, моего самого любимого периода в компании. Но также много футуризма. Я хотел, чтобы нос автомобиля поднимался кверху, напоминая голову крокодила. В чем обаяние рептилий? Они опасны. Вы увидели спящего крокодила, решили его потрогать… и все, вы уже покойник – настолько он легок и быстр. Вы с трепетом забираетесь в этот автомобиль, который может нестись со скоростью в 300 км/ч, и этот страх порождает желание им управлять. Магнетический эффект: вы знаете, что этот автомобиль опасен, дик и немного агрессивен, но вам хочется быть к нему ближе и ближе».

Nuccio был закончен в рекордные сроки: три с половиной месяца с момента создания первого эскиза до готового шоу­кара. «Когда знаешь, что у тебя есть дедлайн, по мере приближения к нему решения принимаются в доли секунды, потому что «завтра» у тебя просто нет», – вздыхает Робинсон. Одна из самых интересных технических находок – сплошная линия света впереди, которая начинает активно мигать во время торможения, сообщая пешеходам о возможности безопасно перейти через дорогу. «Мы собираемся предложить эту систему как патент для европейского сообщества – чтобы в будущем устанавливать ее на все автомобили», – с гордостью рассказывает Майк.

Еще один важный элемент безопасности – отсутствие заднего стекла. «Мы заменили его камерами, – объясняет дизайнер, усаживая нас в футуристический салон Nuccio, – посмотрите: все отображается на 12­дюймовом экране сзади. Главная проблема двухместных автомобилей – ужасная видимость, а камерами вы можете управлять, например, во время парковки. Внутри моторного отсека тоже установлена камера: вы нажимаете кнопку – и на экране демонстрируется движок». Робинсон дошел до того, что создал дизайн куртки для девушки, работающей на стенде компании, из тех же материалов, что и салон: «Я хотел, чтобы она “носила” автомобиль – даже использовал ту же самую кожу».

 

DISCO VOLANTE

Итальянская карроццерия Touring Superleggera представила реинкарнацию культовой Alfa Romeo Disco Volante – «летающей тарелки» на колесах. Концепт-кар создан на базе Alfa Romeo 8C – спортивного купе, выпущенного всего в 500 экземплярах. Так как все они уже распроданы, Touring Superleggera предлагает их обладателям отдать свой автомобиль на растерзание дизайнерам, получив через 8 месяцев вместо донорской машины Disco Volante.

 

PININFARINA

Концепт-кары этой дизайн-студии попадают на страницы нашего журнала с завидной регулярностью – и все потому, что без них автомобильный мир (как и Женевский автосалон) был бы так же неполон, как кулинарный –  без разнообразия итальянской кухни. Главным «блюдом» стал шоу-кар Cambiano – надежда итальянцев на то, что в будущем владельцы лимузинов станут экологически сознательными. В самой студии его называют «седаном», хотя ни к одному из существующих типов кузова модель отнести нельзя (с одной стороны у концепта две двери, с другой – одна, и создатели шутят между собой о том, с какой стороны заходить правильно).

Но куда важнее здесь инженерная составляющая: четыре электрических мотора – по одному на каждое колесо – и новое поколение литий-ионных аккумуляторов мощностью 50 кВт. Под капотом будет расположена газовая турбина, вырабатывающая электричество для батарей. Этот агрегат был выбран за свой легчайший вес – меньше 40 килограммов. Cambiano может проехать 205 км на чистом электричестве и 800 км на работающей турбине. В теории получается впечатляющая мощность в 680 л.с., 4,2 секунды до 100 км/ч и 275 км/ч максимальной скорости.

Краска для кузова разработана в партнерстве со Standox. «Мы хотели, чтобы она менялась в зависимости от освещения: от холодного металлического оттенка к золотистому, а потом к искрящемуся голубому при ближайшем рассмотрении», – объясняет директор отдела дизайна Фабио Филиппини. Внутри автомобиля на потолке демонстрируется арт-видео с крошечного проектора между креслами («Единственная машина в мире с современным искусством внутри», – комментирует Фабио). Коричневые части салона обозначают «границы» водителя, серые – пассажира. Все управление – через трехуровневую систему на тачпэде: первая – это навигация, затем – мультимедиа и уже затем – управление настройками салона.

Некоторые элементы кузова все еще выглядят чересчур утопично: например, двери и пол автомобиля, декорированные переработанным деревом. «Выпуская концепт-кар, нельзя предугадать его будущее, – напоминает Филиппини. – Возможно, он станет основой для серийной машины или будет выпущен под другим брендом. А может, кто-то сделает заказ – и мы построим один автомобиль. Или десять. Особенность технологий Cambiano в том, что его можно превратить в серийный автомобиль за 2–3 года, даже с обычным эндотермическим движком. Конечно, в серийной версии автомобиль потребует значительной разработки – и компромиссов, особенно в плане использования дерева». Партнеров для серийного производства итальянское ателье ищет в том числе в России: «Это растущий рынок, с большой страстью к автомобилям».

 

NISSAN

Несмотря на абстрактное имя Invitation, судьба этого концепта уже предопределена. На его базе в следующем году будет запущена новая линейка автомобилей, среди которых – прямой конкурент Ford Focus и замена для Nissan Note. Недавно руководство компании обозначило и предполагаемое место производства – завод Nissan в британском Сандерленде, на котором специально для этих моделей в течение двух лет будут созданы дополнительные 1125 рабочих мест.

Концепт отражает эволюцию дизайна: по Invitation понятно, что кардинальным изменениям в ближайшем будущем корпоративный облик Nissan не подвергнется. Только если дизайн неожиданно не уйдет в сторону экстравагантного Juke… В автомобиле используется ряд видеокамер по периметру, которые позволят лучше маневрировать в городских условиях. Следуя экологическим канонам, самая «зеленая» версия будет оснащена литровым двигателем с нагнетателем – выбросы СО2 будут меньше заветных 100 г/км.

 

ITALDESIGN

Живая легенда, дизайнер автомобилей, поездов и даже макаронных изделий, 74-летний маэстро Джорджетто Джуджаро уже полтора года как работает на немецкого гиганта Volkswagen Group. Когда VW приобрели контрольный пакет акций дизайн-студии Джуджаро Italdesign, многие опасались, что бюргеры приструнят свободный полет фантазии маэстро – даже несмотря на то, что 40 лет назад именно Джуджаро нарисовал первый Golf. Опасения подтвердились на прошлогоднем автосалоне в Женеве, когда Italdesign выкатили три не самых ярких вариации на тему наследия VW. Но в этом году итальянцы словно получили карт-бланш – им стал шоу-кар Brivido.

По уверениям самого дизайнера, единственный экзотический элемент автомобиля – это «двери-крылья». Все остальное, включая струящиеся до середины кузова LED-фары почти трехметровой длины, можно запросто использовать в серийном производстве. И если у Bertone камеры заднего вида находятся на положенных местах, то у Brivido они в прямом смысле слова выезжают из корпуса автомобиля при активации системы.

 

TESLA

Уже легендарный, но еще никем особо не испробованный электрический седан Model S наконец-то добрался до европейских салонов. Машину, которая будет обязана изменить действующие правила игры (причем не только в нише электрокаров), презентовал лично CEO проекта, один из главных идеологов электрического движения на планете Элон Маск.

Model S – это первый полноразмерный семейный седан с полностью электрической начинкой. Выхлопная труба отсутствует у этого автомобиля как тип – от всех вопросов по поводу range extender (увеличитель запаса хода – малообъемный бензиновый двигатель для подзарядки батарей – Chief Time) Маск открещивается: «Только электричество. И ни капли бензина». И правда: запас хода Model S – почти 500 км (с максимально возможными батареями на 85 кВт/ч). Этого вполне хватит практически на недельный пробег без подзарядки. Несмотря на громоздкие габариты – длина кузова составляет почти пять метров – электрокар имеет отличную разгонную динамику: до 100 км/ч Model S доберется всего за 4,5 секунды, не «выплюнув» при этом в атмосферу ни грамма СО2.

Салон Model S может удивить даже самого продвинутого «хайтекера»: приборная панель – это огромный сенсорный дисплей, вытянутый сверху вниз почти на треть метра. С него можно управлять практически всем в машине – от магнитолы до навигатора и панорамной крыши. В салоне просторно за счет того, что его не пересекает трансмиссионный тоннель заднего привода (электромотор установлен сразу над задней осью). Размеры багажника тоже впечатляют. Отсутствие объемного бензобака дало инженерам пространство для творчества, и они явно использовали его со смекалкой: в багажнике в качестве прототипа установлены два детских кресла, спиной по направлению движения. Вряд ли это новшество доживет до серии – проблемы безопасности еще предстоит решить. Хотя на наше любопытство Элон отшутился: «По идее, задняя часть Model S не должна сминаться при ударе, как в обычных автомобилях, а должна сминать другой автомобиль…». Другими словами, видя впереди Model S, лучше притормозить заранее.

Самый неожиданный плюс модели – ее цена, подкрепленная серьезными налоговыми «скидками» в развитых странах: в 2013 году Model S поступит в продажу примерно за 1,8 миллиона рублей – смешная сумма за автомобиль класса люкс, да еще с такими технологиями. Но не стоит надеяться на покупку этой машины одним кликом мышки – первые 8000 экземпляров уже зарезервированы. Наш вопрос Элону Маску о развитии дилерской сети Tesla Motors в России, как и ожидалось, заставил оказавшихся поблизости иностранных журналистов усмехнуться: электрокарам путь сюда пока закрыт (имиджевый опыт Mitsubishi с моделью MiEV не в счет). Однако Маск с хладнокровием СЕО отрапортовал: «Такие планы развития есть. Рынок для нас перспективный…». Остается верить, что он не дает пустых обещаний.

 

INFINITI EMERG-E

Японский люксовый бренд решил вступить в новую для себя нишу двухместных спорт-каров стоимостью более 150 000 долларов. Под капотом – 402 электрических л.с. и 1,2-литровый генератор от Lotus, который добавит к 50 км электротяги 480 км запаса хода. Осталось решить одну из важнейших проблем – найти партнера для производства сложного карбонового кузова. И покупателей, которые предпочтут за эти деньги спорткар от Infiniti вместо Porsche.

Текст и фото Александр Мурашев и Дмитрий Носиков