Качества лидера даны многим, но лишь единицы способны их реализовать и превратить в достойное дело. Мне повезло – я вовремя сумел познать себя и создать симбиоз из приобретенных мною знаний и врожденных качеств лидера, что в итоге привело к успеху.


Первый опыт руководителя


Однажды в детстве я задумал смастерить игрушечный автомобиль. Но, понимая, что в одиночку мне это будет не под силу, вовлек в это дело своих товарищей. Признаюсь честно, автомобиль мы так и не закончили, но конструктив был, и, вспоминая этот случай, понимаю, что главным для меня тогда было не столько что-то создать, сколько организовать вокруг себя людей, «зажечь» их своей идеей.


Позже, когда в школе мы создали свою рок-группу, все организаторские обязанности, начиная от поиска помещения для репетиций и заканчивая самими концертами, как-то сами собой легли на мои плечи. Наверное, у меня это получалось лучше, чем у остальных ребят – участников группы.

Уже в то время я осознал, что хочу быть руководителем, у меня есть талант вести людей за собой. Но где я буду это реализовывать – пока еще не знал.

И начал пробовать.

Всегда стремиться к лучшему
Учиться пошел в ВГЛТА по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Учился легко, хорошо и, главное, мне это нравилось. На четвертом курсе меня заинтересовала дисциплина «Организация и управление автотранспортным предприятием». А по окончании вуза мне поступило предложение остаться в Лесотехнической академии в качестве преподавателя на кафедре экономики и организации производства. Параллельно с преподавательской и научно-исследовательской деятельностью я постоянно работал дополнительно.

Таким образом, я стал преподавателем ПДД, инструктором по вождению. В 1998 году с моей помощью был открыт филиал автокурсов в школе № 94. Но я чувствовал, что на этой работе практически не реализую свой потенциал. К тому моменту у меня уже было четкое понимание, что я хочу быть собственником бизнеса. Я мог вступать в переговоры и аргументированно отстаивать свою точку зрения, организовывать окружающих меня людей и вести их за собой. Единственное – мне хотелось найти отрасль, в которой я мог бы работать до конца своих дней и чувствовать себя как «рыба в воде, не имеющей границ».

Найти свой путь

В 1999 году получил второе высшее образование по специальности «Экономика и управление на предприятиях». В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование принятия решений в управлении пассажирским автотранспортным предприятием» по специальности «Управление в социальных и экономических системах».

После защиты я понял, что знания без практической реализации ничего не стоят. И, не оставляя преподавательской деятельности, я начал работать начальником автоколонны, где я наконец нашел практическое применение своим знаниям.

Для начала я провел финансовый анализ и показал учредителям, во сколько им обходятся содержание и эксплуатация собственного и наемного транспорта. Получилось, что последний обходится в разы дешевле. После этого стал управляющим по транспорту всей компании. С точки зрения оптимизации процессов я пошел дальше и в итоге вывел определенную формулу, на первый взгляд казавшуюся несостоятельной, но на практике доказавшую свою эффективность. Путем аналитических расчетов и сравнительного анализа мы получили ощутимую экономию средств. Полученный результат убедил меня в правильности выбранного пути, и я понял, что именно этим хочу заниматься всю свою жизнь. Но, к сожалению, я не увидел перспектив для роста на этом предприятии. И в 2003 году принял решение создать свою компанию.

Рождение компании

Всегда стремиться к лучшему
Идея создания компании Inter Logistics Group (в тот момент – Компания «Логистик») началась с основания транспортной компании. Составив бизнес-план, я сумел убедить знакомого бизнесмена совместно реализовать мой проект. Сначала работал один. Переоборудовал одну из комнат в квартире под офис и стал искать водителей с личным грузовым транспортом. Первым клиентом стала компания, в которой я еще недавно работал начальником автоколонны. Менее чем через полгода количество клиентов увеличилось настолько, что один я уже не справлялся. Нужно было «расширяться» – набрал штат сотрудников и взял в аренду небольшой офис. В 2005 году в компании работало уже восемь человек. Была создана и отлажена структура работы, и мне отводилась роль директора. К тому моменту с компаньоном мы расстались – не сошлись в стратегии ведения бизнеса, хотя я до сих пор ему благодарен за оказанную поддержку и кредит доверия в начале пути.

Вместе со своей компанией рос и я сам. Однако чем лучшим специалистом я становился, тем менее совершенными мне казались мои знания. В 2005 году я поступил в класс по менеджменту (основы управления, логистика, финансы) в рамках Президентской программы (ВГУ). Но, чтобы действительно понять основы бизнеса, нужно анализировать практику, причем лучшие ее образцы, работать с первоисточником и учиться у тех, кто формирует рынок и задает стандарты. Поэтому я отправился на стажировку в Германию, где институты собственности и бизнеса развиваются с 17 века. Там я отметил, что у каждой земли есть своя компетенция. Например, в Бремене это образование и логистика. Университеты готовят специалистов различных профилей (в большей степени – инженеров-технологов). Отличительной же чертой обучения является прикладной характер образования. Большое количество земли и средств выделяется под развитие логистической отрасли. Конечно, в регионе развивается и масса других направлений, но эти являются ключевыми. Там мне довелось встретиться с представителями малых и крупных компаний, которые подсказали новые технологии ведения бизнеса.

Вернувшись из Германии, я вместе со своей командой начал совершенствовать работу компании, применяя полученные знания и навыки. В частности, улучшил условия труда, усовершенствовал систему оплаты труда, прописал четкие должностные инструкции для сотрудников своей компании, стандартизировал рабочие процессы, внедрил первое специализированное программное обеспечение. Компания стала работать как слаженный механизм.

Кризис был только в умах

Логистика напрямую зависит от экономической ситуации в стране, поэтому прошедший кризис отразился и на развитии нашей отрасли. Но, как ни странно, он нам даже помог – мы нашли «узкие места» в компании и усовершенствовали систему управления. Именно благодаря кризису мы стали искать новые направления в освоении рынка.

Мы провели маркетинговые исследования, разработали стратегию развития и пришли к выводу, что в Воронеже на тот момент не было серьезного 3PL-провайдера, который предоставлял комплекс услуг по транспортной и складской логистике и в то же время позволял решать вопросы по страхованию грузов, мог предоставить спецтехнику в аренду, при необходимости – провести такелажные работы.

Мы привлекли новых клиентов, которым требовался больший спектр логистических услуг: складская логистика, логистический консалтинг, аренда спецтехники, такелажные работы и др. Благодаря этому шагу мы смогли выйти на качественно новый уровень обслуживания – компания Inter Logistics Group стала одним из первых 3PL-провайдеров в Центрально-Черноземном регионе. Мы сумели не только удержать своих клиентов и выжить в тяжелых экономических условиях, но и расширить границы своего бизнеса.

В 2010 году только за первые полгода к нам пришло еще более дюжины новых клиентов. Усилия компании всегда были и будут направлены на увеличение оборота, и мы никогда не остановимся на достигнутом, ведь за достигнутыми горизонтами всегда открываются новые.

Сила – в единстве

Все это время я не оставлял свою научно-исследовательскую деятельность и, основываясь на опыте отечественных и зарубежных коллег, собственных наблюдениях, пришел к выводу, что будущее логистики – в объединении всех логистических компаний при поддержке правительства в единый живой организм, элементы которого, дополняя друг друга, смогут создать нечто кардинально новое – логистическое сообщество.

В 2009 году я послал в администрацию письмо с предложением поддержать инициативу развития региона как распределительного центра логистических услуг. Ведь для этого есть все предпосылки: город находится вблизи важных магистральных дорог – М4 «Москва-Новороссийск», М6 «Москва-Астрахань», А 144 «Курск-Воронеж» до М6 «Каспий», 1Р 193 «Воронеж-Тамбов». Воронежская область – железнодорожный узел, связывающий между собой районы Центра, Северного Кавказа и Украины. Через нее проходят грузопотоки с юга России в центр европейской части. В направлении МТК «Север-Юг» находится международный аэропорт Воронежа. Поэтому я уверен, что логистика может стать в Воронеже ведущей отраслью. Но для этого должна быть создана единая система взаимодействия государства и бизнеса. Тогда, по нашей инициативе и при поддержке администрации, в ноябре 2009 года была проведена первая логистическая конференция, по итогам которой принято решение о создании «Межрегиональной Транспортной Логистической Ассоциации».
Сегодня уже можно увидеть прогресс в развитии логистической отрасли региона, но о массовом росте пока говорить не приходится. Скорее это старания одиночек, которые пытаются заразить окружающих своей идеей. Хотелось бы видеть больше внимания и заинтересованности со стороны государства. Ведь развитие логистики принесет ощутимую пользу экономике региона. Это и создание дополнительных рабочих мест, и возможность для учебных заведений готовить востребованные кадры, и рост ВВП и инвестиционной привлекательности региона.

Совершенству нет предела

Однажды, еще в начале пути, мы решили, что цель нашей компании – постоянное совершенствование. Даже когда очень хорошо, мы можем сделать еще лучше. Вот здесь мы с немецкой стороной находим полное взаимопонимание. Если в этом году мы сделали 100 миллионов, то в следующем должны сделать 101. И движение вперед не должно прекращаться ни на минуту.

Важную роль в развитии Inter Logistics Group сыграл опыт, который я постоянно получал в моих поездках в Германию. Именно там зародилась логистика и уже давно прошла путь развития, по которому сейчас идет Россия. Может быть, другими темпами, в соответствии с определенными экономическими условиями, но мы повторяем этот путь. Германию я воспринимаю как некий ориентир моих знаний и уверен – она может быть прекрасным партнером для нашей страны. И из собственного опыта работы с такими компаниями, как DHL, REHAU, Schenker, мы пришли к выводу, что это именно так.

В ходе нашего сотрудничества я понял, что для достижения успеха необходимы не только качественная работа, но и культура ведения бизнеса, а главная ценность в нем – человек, который умеет работать в команде.

Мы еще в 2005 году сделали упор на социальную ответственность бизнеса. Чтобы ускорить адаптацию сотрудника и вывести его на необходимый уровень, мы разработали программу адаптации. На первом этапе речь идет о корпоративной культуре: для чего компания создана, как развивается, какие цели преследует. Нам важен не только результат, но и поведенческая сторона. Также я считаю, что директор всегда невольно передает свое мировоззрение сотрудникам и, в обратном направлении, получает их видение. Складываются такая духовная связь, энергетический обмен, взаимное обогащение.

Сейчас в нашей компании существуют четкие стандарты управления и качества. Разработана программа для каждого отдельного сотрудника для понимания, что же является конечным продуктом его деятельности, что и как он должен делать, чтобы достичь определенного результата.

У нас работает система обучения персонала – каждые три месяца проводится тренинг с сотрудниками для повышения их профессиональных качеств и умений. Именно благодаря этому компания растет, развивается и отличается от других. По моему мнению, только командная работа помогает компании занимать лидирующие позиции на рынке.

Также мы долго работали над стандартами предприятия и уже приблизились к ИСО 9000.
Что же касается наших достижений, которыми я горжусь, перечислю самые дорогие моему сердцу: 2007 г. – премия «Атланты бизнеса», 2008 г. – национальная премия «HR-бренд» (мы вышли в финал в номинации «За достижения в области работы с репутацией компании как работодателя»). В том же году я получил наградной знак за личный вклад в развитие экономики Воронежской области РФ.

Однако только благодаря моей команде я смог достичь того, что имею сейчас.

Цель своей работы я вижу в развитии логистических услуг в Воронежской области. Это мой профессиональный вклад в развитие экономики нашего региона. А в итоге – в улучшение качества жизни воронежцев.