Драбина успіху
Привет! Сегодня мы поговорим о так называемую лестницу успеха! Сделай, пожалуйста, сейчас одну вещь, возьми карандаш или ручку и лист бумаги. Взял? Прекрасно. А теперь нарисуй на листе лестницу с десятью ступеньками. Нарисовал? Тогда внимательно слушай дальше.


Представь, что на верхней перекладине находятся самые умные, самые красивые, самые веселые и остроумные твои сверстники. Все у них получается, они имеют много друзей, неплохо учатся, да и девичьей вниманием не обделены.


Вот их ты и поместишь на верхнюю перекладину своей лестницы. Конечно, у тебя не могло возникнуть вопрос: а кто находится на самом низу лестницы. А здесь, дружище, будут стоять те кого частенько бьют в школе или во дворе, с кем никто не хочет дружить, кто плохо учится и ни в чем не может добиться успеха. Горько и грустно, даже жить не хочется!


Все остальные не вундеркинды и не двоечники отпетые, распределились по других уровнях. Кто выше, кто ниже. Посмотри на эту лестницу еще раз, хорошо подумай и скажи: на какой ступеньке ты видишь себя?

Ты поместил себя на одной из трех нижних ступенек? Скажу честно: ничего хорошего! Ибо это означает, что ты совсем плохого мнения о себя и свою личность. Тебе начнут говорить, что все не так и плохо, что большие люди по молодости тоже частенько бывали неудачниками… Не верь! Когда кто-то, искренне или нет, втюхивает тебе, что ты самый-самый, а оснований для этого ты не видишь, означает это одно: всерьез тебя почему-то не воспринимают. Говоришь, ты очень плохой, слабый, ни на что не годен? Знаешь, я, пожалуй, с тобой соглашусь — тебе же лучше знать. Хотя откуда у тебя такие знания? Соседи сказали? Классный руководитель?

Я тебе вот, что скажу : часто чужое мнение о нас-субъективное. Захотелось человеку подумать о тебе она подумала. А за минуту она может и передумала. Но ты какой был, такой и остался!.. Нет, одна – единственная мысль — критерий ненадежный и в большинстве случаев ошибочный. Видимо, надо насобирать таких побольше мнений и вывести среднее арифметическое. Еще один способ-это протестуватись. Просто сейчас! Если готов то давай начнем! Все, что тебе нужно сделать,-это показать свое отношение к этим утверждениям по 5-балльной шкале. Вот эта шкала:

Я думаю об этом:
очень часто – 4 балла;
часто-3 балла;
иногда-2 балла;
редко-1 балл;
никогда-0 баллов.

А теперь перейдем к утверждениям:

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я постоянно чувствую ответственность за свою работу.

3. Я волнуюсь о своем будущем.

4. Много кто ненавидит меня.

5. Я не такой инициативный. как другие.

6. Меня беспокоит мое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешность других лучше, чем моя.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто делаю ошибки.

11. Мне очень не хватает уверенности в себе.

12. Люди не интересуются моими достижениями.

13. Заходя в комнату где уже сидят люди, я смущаюсь.

14. Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я.

15. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность.

16. Меня волнует мысль о том, как люди ставят до меня.

17. Как жаль, что я не коммуникабельный.

18. В спорах я выражаюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

19. Я думаю о том, чего ждут от мне другие.

0-25 баллов— высокий уровень самооценки. Ты создаешь вокруг себя ауру удовлетворенности мало зависишь от поддержки. Инициативный, предприимчивый, заставляешь других вращаться вокруг себя, получая от этого немалую пользу. Не обижаешься на критику, а пытаешься исправить ошибки. Не боишься осуждения, выдвигая СВОЮ точку зрения. Для тебя отказ – не оскорбление. Тебе ничего не стоит быть оптимистом. Такие, как ты, чаще достигают своей цели.

26-45 баллов— средний уровень самооценки, присущий большинству подростков. В целом ты уверенный в себе молодой человек, хотя иногда случаются и сбои. Иногда бываешь не решительным. Настроение может колебаться. Однако такие, как ты, достаточно настойчивы в достижении своей цели.

46 и больше. Ты сам себе враг, иначе не скажешь. Подростки с низкой самооценкой часто выглядят растерянными, они пассивны, подвержены влияниям, непопулярные среди себе подобных. Субъекты подобные тебе, очень чувствительны к критике, для них это просто свидетельство их неполноценности. Да что там критика! Они и комплименты принимать не умеют нормально. Типичная реакция:” Ну что вы, я не такой. То вы так говорите, чтобы сделать мне приятное, правда?” Такая позиция прямая дорога к неврозам. Какой отсюда выход? Бороться с собственной застенчивостью! Потому застенчивость и низкая самооценка — это две стороны одной медали.

Что такое самооценка? Отвечать на это вопрос можно по-разному. Например, вот так:” Самооценка-элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков…” А можно и так:” Это оценка человеком себя, своих черт и своего места среди людей”. Вариант №2 для меня более понятен.

Самооценка начинает формироваться с момента появления человека на свет или еще раньше. Человек с высокой самооценкой одним только своим видом говорит:” “Я сам”, ” Я смогу”,”Я достоин”. Уже от 2-3 лет ты начинаешь сравнивать себя с окружающими, слушать их отзывы о себе, хорошие и плохие. Чего больше похвал или отвращения? Такое уж существо человек: что о ней говорят, тем она в основном и есть. Понял теперь, как складывается самооценка?

Сейчас я расскажу тебе одну поучительную историю, надеюсь она заставит тебя изменить твое отношение к СЕБЕ и бороться с низкой самооценкой.

Произошло это в Англии в далеком 1670 году. Жил там один английский парень без родителей. Жил он со своей бабушкой. И вот неизвестно почему, но ему явно не хватало уверенности в себе. Казалось, что ни о чем другом он не был такого плохого мнения, как о самом себе. Люди тоже чувствовали, что ему не хватает уверенности в себе, особенно это чувствовали дети с которыми он учился. Один школьный хулиган только и делал, что ждал случая, чтобы побить бедного мальчика. И вот однажды так все надоело. Вместо скрыться, он развернулся лицом к обидчику и просто засветил ему между глаз. Все страхи на этом закончились.

После этой истории парня словно подменили. Прошло несколько недель – и он стал старостой класса. Прошел семестр, и он уже староста школы. А когда прошло много лет, он открыл один из важнейших законов природы, его посвятили в рыцари и стали уважительно называть “сэр”. Как звали того парня? Исаак Ньютон!

Мораль сей басни: любить себя надо! Любить и уважать! Не самовлюбленно, закрывая глаза на все остальное, а трезво, ежечасно, ежеминутно сопоставляя то, что ты сделал, с тем чего бы ты хотел достичь! А еще верить, что все у тебя буду классно.