В этом году стало понятно, что кризис пришел надолго, и что связан он не с политическими событиями. Этот кризис является системным. И главный урок для России – мы должны признать, что страна неэффективно управляется. Чего стоит провальный курс на госмонополии: их капитализация сегодня просто смешна. Из системного кризиса вытекают и проблемы предпринимательства, которое, к слову, выживает несмотря ни на что.


 


СОШЛА ПЕНА ИЗБЫТОЧНОСТИ


 

Мы тратим массу усилий и денег не на бизнес, а на ненужные движения. Половина моего времени уходит на переговоры с управляющими компаниями торговых комплексов! Таково несовершенство глобальной модели, от которого страдают все. Если вы купите шикарный автомобиль, в котором нет изъянов, кроме неисправимого дефекта в виде постоянно спускающего колеса, то все совершенства авто будут бесполезны.

Для любой торговой сети важным условием успеха являются ее отношения с арендодателями. Большинство арендных ставок зафиксированы в валюте. Это традиция, хотя я не считаю ее правильной. Представить невозможно, что где-нибудь в Германии начнут сдавать помещения в аренду за доллары. И мне кажется диким, что у нас в стране ставки фиксируются не в рублях. Этому, конечно, есть объяснение: изначальные инвестиции были в валюте, – но теперь те инвестиции служат плохую службу самим арендодателям. Они не могут опустить ставку и теряют арендаторов. Соответственно, сегодня многие торговые компании и мы, в том числе, ощущаем двойной удар – импортный товар дорожает, а ставки растут. Маржа сокращается, но и в этих условиях нужно работать. Чтобы удержаться на плаву, приходится принимать комплекс мер. Думаю, он примерно одинаков для всех: сокращение расходов, повышение эффективности сотрудников, бесконечные переговоры с арендодателями. Чтобы выжить и развиваться, нужно быть хроническим оптимистом. Впрочем, в любом раскладе нужно видеть возможности. Например, мы в этом году крепко задумались о локализации производства в России. Уже есть договоренности с партнерами, и надеюсь, через два года больше половины продукции для отечественного рынка мы будем производить в нашей стране.

Вообще, я уверен: нет худа без добра. В целом, для общества кризис дает необходимое приземление, потому что мы начали привыкать к избыточности: сорили деньгами, покупали слишком дорогие машины, раздули цены на недвижимость – жили не по средствам. Я сам избавился от многих «вредных» привычек, от пены. То, что я стал тратить меньше, – это очевидно. Главное, что я стал к этому по-другому относиться – легко и просто. Если раньше мне трудно было на ступеньку ниже опуститься или от чего-то отказаться, то сейчас я делаю это легко. Мне даже нравится! Я испытываю настоящее моральное облегчение от того, что пересмотрел свои взгляды. Мне нравится это внутреннее оздоровление.

 

ДМИТРИЙ АЗАРОВ – с 2002 года соучредитель и генеральный директор ООО «Лаш Раша». Дмитрий также является председателем международного комитета Московской Ассоциации предпринимателей. Компания Lush была основана в 1995 году в Великобритании и специализируется на производстве свежей косметики ручной работы. На данный момент более 900 магазинов компании работают в 49 странах по всему миру. В России открыты 56 магазинов Lush в 22 городах. В 2014 году в Подмосковье начал свою работу завод по производству свежих масок Lush.