Человек пришел в этот мир, чтобы посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка. И, заметьте, ничего не сказано о тех вожделенных временах, когда же наступит отдача от этих вложений? Когда дерево даст плоды, дом защитит от врагов, а ребенок принесет стакан воды…


ЧЕЛОВЕК КАК ДЛИТЕЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТНАТАЛЬЯ ВЛАСОВА,


генеральный директор компании«International House», эксперт в области международного образования и менеджмента образовательных услуг


Мы можем только смутно догадываться и грустно замечать: «на то воля неба». Но не тут-то было! Мы живем в капиталистическом обществе, и ответы, имеющие вариативность, неточность и многозначность, нам, современным представителям человечества, совершенно не подходят. Мы привыкли планировать, подсчитывать, анализировать и контролировать. И даже какое-то жуткое определение придумали: «человеческий капитал». Чтобы считать сподручнее было. Мы ведь когда берем на работу сотрудника, фактически платим арендную ставку за его свободное время. Но не можем же мы сказать, что пользуемся человеком… А вот использовать

человеческий капитал – как-то привычнее, концептуальнее. И в соответствии с этим уже можно рассматривать и образование не как прогрессивный шаг к развитию личности, а как своеобразный инвестиционный проект

Поэтому, как любой бизнес-проект, образование требует к себе системного подхода, современного научного взгляда и доказательства того, что результат увеличит поток будущих доходов по сравнению с индивидами с более низким уровнем образования.

Но в словосочетании «человеческий капитал» две составляющих успеха. И как бы нам ни хотелось минимизировать риски, первое слово важнее. Всем известно выражение «человеческий фактор». Это когда все пошло кувырком, несмотря на оптимистичную внешнюю среду, настроенные (как часы) бизнес-процессы, внедренную систему контроля качества и т.д. и т.п. Но… «Человеческий фактор» взял и уехал в отпуск, заболел, забыл, запил и забеременел. Такое тоже бывает.

Поэтому важность погрешности при учете стоимости человеческого капитала вносит свои коррективы в образование – как инвестиционный проект.

Почему? Потому, что этот капитал неотделим от самого человека. Поэтому он не может быть продан или передан по наследству как материальные ценности.

Хотя нам бы очень хотелось, вкладывая в собственного ребенка, думать, что этот «человеческий капитал» изначально имеет более высокую рыночную стоимость только потому, что имеет схожие с нами гены. В результате оценка отдачи от инвестиций отягощается неденежными факторами.

Так какие же методики и критерии применить при выборе образования для того, кто когда-нибудь, по воле неба, а лучше, конечно, в точно заданной последовательности соберет урожай посаженного нами дерева и принесет стакан воды?

Многие экономисты считают, что следует осторожно подходить к расчетам по статьям как для человеческого, так и для обычного капитала, принимая во внимание взаимовлияние

стоимостей. Только не совсем понятно это взаимовлияние. Не очевидно. Прямая пропорция или обратная? Чем одареннее человек, тем меньше или больше требуется инвестиций? И наоборот: всем известна поговорка: «не в коня корм». Так неужели нужно оставлять на уровне неандертальца данный на хранение и развитие «человеческий капитал» нашего прямого потомка?

Очевидно, что образование – отличная инвестиция, однако весь секрет этого вложения в том, что оно должно быть выверено, просчитано и выбрано согласно характерным наклонностям и целям в жизни. Только тогда можно рассчитывать от такой инвестиции причитающиеся «дивиденды». Потому как все мы прекрасно знаем тысячу примеров из жизни, которые сейчас мыкаются со своими дипломами и профессиями…

Последние статистические данные и исследования в области оценки инвестиционной привлекательности образования как надежного вложения в «стакан воды» показали, что поток будущих доходов напрямую зависит от объема инвестиций в развитие и образование будущего наследника. И самый главный вывод, который был сделан, – что эти инвестиции всегда исчисляются материальными ценностями. Нематериальные инвестиции, такие, как любовь, чувство защищенности, участие, сочувствие, теплота, во сто крат увеличивают проценты от каждого вложенного денежного эквивалента. И результат от этого инвестиционного проекта может быть гораздо больше, если учитывать коэффициент внутренней нормы отдачи, показывающий удовлетворенность, гордость и чувство выполненного долга инвестора. Посадил дерево, построил дом, вырастил ребенка. А там… на все воля неба (аналог нормы прибыли).