Выдающийся русский и советский авиаконструктор, руководивший проектированием свыше ста типов самолетов, на которых установлено 78 мировых рекордов, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер – о преданности к главному делу жизни, людям, Родине.


АНДРЕЙ ТУПОЛЕВ Опыт у меня был мизерный, но очень уж хотелось попробовать. Создали конструкторское бюро, начали создавать гидросамолет. Но технический директор завода, вернувшись из Франции, привез патент на строительство французской модели. Меня не вызывали, просто через людей сообщили, что будут строить заграничный самолет, а не спроектированный мною. Я в то время был молодой, обидевшись, забрал чертежи и ушел.


 Авиация – это таран, проламывающий стену незнания для разных наук.


 Чем больше деталей нарисовали, тем о большем числе проблем подумали.

 Создание маленького самолета требует мало денег и много труда. Большой самолет – это много труда, да еще и много денег.

 Хорошо летают только красивые самолеты.

 Я не пишу, я делаю.

Нас не информируют, нам приказывают, однако только осел может не видеть, что дело идет к войне. Не менее ясно, что никто, кроме нас, спроектировать нужный стране бомбардировщик не может. Мы любим свою родину не менее других и, наверное, больше чем те, кто нас собрал сюда (речь идет о тюремном КБ Туполева – Прим. автора). Условия трудные, а если отрешиться от личных огорчений и взглянуть шире – трагические. И, понимая все это, я ставлю перед вами задачу, которую никто, кроме вас, не выполнит. Давайте сожмем зубы и решим эту задачу. Времени у нас в обрез, но надо успеть. В этом залог освобождения, нельзя нам в войну оставаться арестантами, нельзя воевать в цепях.

 Нужно помнить свою историю и людей, с любовью ее делавших.

 Мы с вами по многим вопросам спорили и ругались, но сейчас, когда мы пришли к согласию, я должен вам честно сказать, что без вашего участия, без вашей принципиальной позиции и объективной критики, мы бы не смогли создать этот самолет (сотрудникам).

 ИСТОРИЯ

Берия незадолго до войны передал Туполеву (который сидел в «шарашке» в подмосковном Болшеве) задание Сталина сделать тяжелый четырехмоторный пикирующий бомбардировщик. Туполев же считал, что стране нужен средний бомбардировщик (будущий Ту-2). Возражать самому Сталину – было смерти подобно. Но Сталин, вопреки своему обычаю не менять собственных решений, согласился с аргументацией Туполева. Андрею Николаевичу дали возможность привлечь к работе тех, кого он считал нужным, и он составил список из 200 человек, необходимых ему в работе – все эти люди были за решеткой. Таким способом он спас многих ученых, изобретателей и конструкторов от лесоповала и тяжелых условий заключения.