Знаменитый польский прозаик, автор бестселлера «Одиночество в сети» – о своем новом романе «Гранд» и отношении к предпринимательству.


ЯНУШ ЛЕОН ВИШНЕВСКИЙ


 


В только вышедшем романе «Гранд» о предпринимателях вы пишете не очень приязненно…

Я родился в стране с другой общественной системой и вряд ли уже смогу измениться. Конечно, я демократ, но в то же время я социалист. Мне не нравится, что так много бедных. Я осознаю, что не все бедные хорошо работали, и не все богатые – злодеи. Но мне хотелось бы, чтобы люди, у которых много денег, делились с теми, кому в жизни повезло меньше.

 

Насколько реальны истории о бизнесе и бизнесменах, изложенные в книге?

За свою жизнь я был, наверное, в 2500 отелях во всем мире. Было время, когда я летал из Европы в Америку и обратно четыре раза в месяц. В отелях люди, как в купе поезда, могут рассказать тебе то, что не рассказывали никому и никогда в жизни. На основе этих услышанных историй я составил книгу. Самая дорогая мне героиня в романе – русская женщина по имени Любовь – влюбляется в итальянского поляка, занятого в строительном бизнесе, и тот рассказывает ей какие-то подробности – часто неприятные – из этой сферы. Но это не значит, что я как-то специально разоблачаю то, что делается в этом бизнесе. Все мои книги об одной банальной вещи, о любви. Эта книга тоже о любви.

 

Своим романом вы сделали отелю «Гранд» колоссальную рекламу. У вас есть какие-то преференции в этом отеле?

Отель «Гранд» в Сопоте сейчас принадлежит сети «Софитель». Здесь в разное время жили Гитлер, де Голль, Фидель Кастро, Марлен Дитрих, ваша Пугачева. Когда французы купили этот отель с потрясающей историей, он просто разваливался. Я не знаю, сколько звезд было у этого отеля, но по ночам было слышно, как они осыпаются. Когда книга вышла на польском, ее презентация прошла в «Гранде». Француз-управляющий вышел из своего кабинета пожать мне руку. Не так давно я приезжал туда, портье меня узнали, но сказали, что у них сейчас высокий сезон, и номера они мне предоставить не могут, порекомендовали приехать позже, когда будет меньше гостей. Так что никаких привилегий вроде забронированного навечно номера «люкс» у меня здесь нет.

 

Может быть, моему издателю стоило объявить, что я пишу об этом отеле книгу заранее, и попросить у них деньги за рекламу. Но оказанная услуга уже не является услугой – поэтому зачем платить? Но это, конечно, шутка. Я не бизнесмен, я ученый, доктор информатики и химии, который пишет книги. Меня финансовая сторона в литературе вообще не интересует, правда.