Заканчивается 2014 год, и как обычно мы подводим итоги. В этот раз мы решили спросить лидеров совершенно разных компаний о том, что важного произошло в завершенном году. Попросили их выделить главные уроки года, так сказать, сделать выводы. И если честно, результату несколько поразились. Руководители российских компаний пребывают не то чтобы совсем в пессимизме, но в тревожных сомнениях. Тогда как многие нероссийские руководители нероссийских компаний спокойно и позитивно говорят о возможностях и даже как ни странно о хорошей инвестиционной привлекательности России.


И ведь это не оттого, что у них меньше проблем и тревог. Просто они выбрали более позитивный способ мышления и в этом ключе воспринимают вызовы времени. Да, конечно, той паники и беготни, что была в 2008-2009 годах, среди руководителей нет, что уже положительно. Однако многие из тех, кого называют успешными, так и не научились смотреть вперед или вглубь. Большая часть из того, что мы слышали, – это констатация части негатива в настоящем положении дел. Слышали также много о росте российского самосознания и патриотизма, но все же больше о том, что кто-то там и где-то там не создал для нас таких умных и пушистых, комфортных правил, что отсутствуют стабильность и системность в управлении государством и рынками. Вообще надо сказать, что ругание (это мягкая формулировка) правительства и чиновников – по-прежнему излюбленная тема. Возможность побольше ответственности скинуть на министров, депутатов и губернаторов приятно греет эго, успокаивает психику и дает шанс оправдаться перед партнерами. Например, регулярно можно услышать слова вроде: «Да эти … в министерских креслах вообще не понимают, что надо делать с финансами, экономикой, фондами и рублевой массой».


 

Нет, мы, конечно, все воем от скачка курса, падения рубля и отсутствия денежной массы в стране, но при чем здесь правительство? Если бы большинство замечательных руководителей глянули в закон о Центральном банке России, то увидели бы простые и понятные строчки, что Центробанк ведет свою деятельность независимо (!) от других органов государственной власти, самостоятельно устанавливает правила ведения расчетов, управляет золотовалютными резервами, не отвечает по обязательствам государства и тому подобное. Центробанк России – это самостоятельная структура, это государство в государстве, которое неизвестно кому подчиняется. И красивые слова ответственных гослиц о снижении курса и регулировании ставок – всего лишь нелепый мученический спектакль. А наша ругань в сторону правительства означает участие в этом спектакле.


 

Большинству предпринимателей хочется сказать: хватит глазеть на спектакль, загляните за кулисы. Актеры в спектакле просто играют, а роли им придумывает режиссер, которого берет на работу владелец театра… Все на порядок сложнее. Мы же прекрасно знаем, что в трудных управленческих процессах, особенно таких, как управление предприятием и уж тем более управление государством,

не бывает простых объяснений и ходов. И Центробанк – это яркий пример, один из.

А в этом номере специально для Chief Time действительно успешные руководители все-таки вывели уроки года. И они совершенно разные. Вчитайтесь, там есть о чем подумать.

Полезного вам чтения и осознанности в делах.