Эксперт по продвижению в социальных сетях, один из первопроходцев в Social Media Marketing Ург Никулин рассказал о том, что в соцсетях есть не только ваши друзья, но и ваши клиенты, как грамотно использовать социальные сети и заставить их работать на ваш бизнес.


 


МЕНЯ ЗОВУТ УРГ


Не секрет, что наша жизнь наполнена «информационным шумом». Мы просыпаемся, включаем радио или телевизор, и оттуда на нас выливаются потоки рекламы, начиная с товаров повседневного обихода, заканчивая продуктами мировых корпораций. По пути на работу нас сопровождает череда рекламных щитов, мы читаем газеты и журналы, каждая вторая страница которых пестрит рекламой. И со временем мы перестаем обращать на нее внимание. Объявления на радио, ролики на TV, фото в журналах, листовки и СМС – все это нас уже не цепляет.

Такая ситуация стимулировала поиск новых, более эффективных форм рекламы, поиск, который привел нас в Интернет!

Вспомним, как это было. Началось все с рассылки на электронную почту. Первое рекламное письмо отправили на e-mail в 1978 году, и несмотря на то, что этот метод утратил свою эффективность, им до сих пор пользуются. Следующая ступень в интернет-рекламе была освоена с появлением популярных сайтов и форумов, на которых стали размещать рекламные баннеры – яркие картинки на половину сайта, которые сложно закрыть. Сначала они привлекали наше внимание, затем раздражали, а потом мы просто стали их игнорировать. И тут появились социальные сети. Они быстро распространили свое влияние в Интернете и набрали большое число пользователей, но никто долго не мог придумать эффективных рекламных инструментов для воздействия на эту аудиторию. Первым такой инструмент нашел малый бизнес. Предприниматели начали создавать странички своих магазинов и предлагали на них подписаться людям, подходящим под «портрет своего покупателя», которые, в свою очередь, став подписчиками, рассказывали о магазине на своих страницах. И получалось, что клиенты магазина начинали «работать» на него и распространять его рекламу. Таких пользователей набиралось тысячи, и они получили название «фанаты бренда».

Эту тенденцию заметили крупные рыбы, оценили эффективность подобного рода рекламы и стали активно продвигать себя в социальных сетях, которые дают возможность подружиться со своими клиентами.

В настоящее время социальные сети отобрали долю рынка рекламы в Интернете и по праву заняли лидирующие позиции при формировании рекламного бюджета, потому что более 60% населения России пользуются социальными сетями.

 

Почему меня зовут Ург?

Я один из тех людей, которые начали пользоваться Интернетом еще до появления социальных сетей. В то время их роль выполняли интернет-форумы, на которых было принято общение под псевдонимами. При выборе такового я начал вспоминать необычные имена из прочитанных мною книг, и на ум пришло редкое имя одного из персонажей какой-то фантастической эпопеи. Так у меня появилось имя Ург. Через несколько лет возникли социальные сети, в которые я перенес свой псевдоним. Когда ко мне начали обращаться первые клиенты, я не особо задумывался над своим брендом. Безусловно, мое необычное имя вызывало пару дополнительных вопросов при общении, но в основном каждому важно было то, что я умею, а не как меня зовут.

И через определенное время мои довольные клиенты создали репутацию, что Ург Никулин – это эксперт по маркетингу в социальных сетях. Поэтому замена псевдонима будет означать для меня потерю узнаваемости и наработанной репутации.

Кстати, в социальных сетях я зарегистрировался не сразу. Первое время я был к ним очень скептически настроен и считал, что старые добрые форумы гораздо интересней. Но мои друзья думали иначе, переместились в социальные сети, и мне пришлось последовать за ними. Первоначально я, как все, пользовался ими для общения со своими друзьями, но меня быстро озарило, что здесь можно творить интересные вещи.

Я стал подробно изучать все возможности социальных сетей, начал общаться с такими же, как я, и мы вместе стали первопроходцами в индустрии маркетинга в социальных сетях! В октябре 2009 года я гостил у друзей в Саранске, где создал свое первое сообщество «Объявления Саранска», на котором я опробовал придуманные мною технологии продвижения, о которых я расскажу позже. Благодаря им на данный момент оно включает в себя более 50 000 человек, что составляет примерно 1/5 от всего населения Саранска. Цель сообщества проста – помогать людям этого города покупать, продавать или менять свои вещи честно и без обмана! Принцип сообщества заключается в том, что ты видишь, кто разместил объявление, ты можешь посмотреть его страничку и составить о нем мнение – понять, что это порядочный человек, а не мошенник.

Со своей стороны, я сделал сообщество закрытым и каждую заявку на вступление рассматриваю вместе с модераторами, отсекая тех, кто не подходит по критериям. А если кто-то из участников сообщества ведет себя нечестно по отношению к другим, то мы его заносим в черный список, из которого он уже удален не будет. Позднее в Воронеже я создал аналогичное сообщество. К 2014 году я привлек в него уже более 88 тысяч человек. На данный момент подобные мои сообщества работают в Екатеринбурге, Новосибирске, Белгороде и Липецке.

Всего к настоящему времени под моим управлением, учитывая проекты моих клиентов, находится более 40 сообществ. И это только в социальной сети «ВКонтакте».

Для каждого из продвигаемых мною сообществ я придумываю оригинальное решение, благодаря которому они набирают популярность. К примеру, однажды ко мне обратился мой друг с просьбой раскрутить его группу «Фотограф Станислав Тютин» для привлечения клиентов. Сообществ подобного формата в социальных сетях тысячи, и для конечного пользователя они не очень интересны. Так как его потенциальными клиентами являлись люди из Воронежа, я предложил идею создать сообщество, посвященное фотографиям города, в котором он будет публиковать свои лучшие работы и благодаря этому привлекать клиентов. Это сообщество мы назвали «Красивый Воронеж». За первый месяц я привлек в него 10000 человек, в итоге у Станислава появилось такое количество работы, что перестало хватать времени на новые фотографии для сообщества. Сейчас в «Красивом Воронеже» мы публикуем фотографии любых авторов, главное, чтобы работы имели художественную ценность и отношение к Воронежу. К настоящему моменту сообщество существует в четырех социальных сетях. В сумме имеет около 50 тысяч подписчиков.

 

О своих инструментах

Как я упоминал выше, для продвижения каждого нового сообщества я придумываю оригинальную идею. Если вернуться к рассказу об «Объявлениях Саранска», то для его раскрутки применялась следующая тактика: был зарегистрирован личный профиль главы Республики Мордовии – Николая Ивановича Меркушкина, у которого в Саранске на тот момент была очень высокая популярность. Информация о том, что в социальных сетях появился глава Республики, распространилась очень быстро. Конечно, были и те, кто сразу заподозрил, что что-то здесь не так, и, возможно, это не настоящий Меркушкин, но многие поверили, что Николай Иванович лично решил зарегистрироваться в ВКонтакте. Опять же, важную роль сыграл тот фактор, что многие люди не против «подружиться» или хотя бы просто пообщаться со статусной персоной, а тут им выпал такой шанс! Практически сразу личные сообщения завалили письмами. Некоторые просто интересовались, как дела и хорошее ли здоровье у главы Республики, кто-то захотел воспользоваться дружбой с главой Республики в своих корыстных целях – за первые месяцы было написано много писем с жалобами на какого-нибудь Ваську из соседнего села или с просьбами помочь достроить сарай, или просто дать денег, и даже с советами по управлению регионом. Естественно, в ответном письме для решения всех проблем Николай Иванович рекомендовал вступать в нашу группу. Данный маркетинговый ход позволил мне увеличить число участников сообщества на 25 тысяч человек. Это был мой первый и сразу же удачный опыт продвижения. Что касается созданной страницы, то, может, глава Республики отнесся к этой ситуации с юмором, то ли до него просто не успела дойти информация о его присутствии в социальных сетях, но через пару месяцев по этическим соображениям она была мною удалена, и можно сказать, что данный эксперимент в области маркетинга в соцсетях прошел для меня без приключений. Чего нельзя сказать о случае, произошедшем в Воронеже.

На этот раз был создан профиль губернатора Воронежской области – Алексея Васильевича Гордеева, но с пояснением, что это не настоящий Гордеев, а всего лишь страница его почитателей. Еще при прошлом опыте я понял, что социальные сети – это действенный инструмент для запуска «сарафанного радио». Как и было задумано, информация о зарегистрировавшемся в сети большом чиновнике распространилась еще быстрей, чем это было в Саранске! Она быстро набирала друзей. Все шло гладко, пока я не решил поделиться на этой странице статьей одного политического обозревателя. Эта статья называлась «Навальный должен быть убит». Для тех, кто не в курсе, Навальный – это один из популярных оппозиционных блогеров России. Вокруг него даже сформирован круг сторонников. Один из таких сторонников обратил внимание, что подобная заметка опубликована на странице, имеющей отношение к Алексею Васильевичу. Он написал провокационное послание к своим сторонникам под заголовком «Губернатор Воронежской области призывает убить Навального», что по своей сути являлось бредом. Эта новость взорвала информационное пространство и на несколько дней стала одной из самых обсуждаемых в Интернете!

Естественно, в использованной мною статье никаких призывов к насильственным действиям в отношении Алексея Навального не было, но информация о повышенном внимании со стороны интернет-пользователей дошла до самого Алексея Васильевича, и он поручил выяснить, кто это от его имени пишет подобные статьи. Меня пригласили на встречу с представителями правоохранительных органов для проведения профилактической беседы, на которой настоятельно рекомендовали удалить профиль, посвященный губернатору, что я и сделал. С тех пор подобные методы я больше не использую. С ростом профессионализма я выработал более изящные технологии воздействия на аудиторию.

 

Социальные сети в рекламе и реклама в социальных сетях

Возьмем футбольную команду. У нее, к примеру, миллион фанатов. А теперь представим, что команда может пообщаться с каждым из своих фанатов лично! Узнать его мнение, получить отзыв или пригласить на игру. Теперь представим известный бренд, у которого тоже есть свои фанаты, но он не имеет возможности войти с ними в контакт. Используя только стандартные виды рекламы, бренд лишается такого мощного инструмента, как обратная связь. Социальные сети дают возможность прямого диалога со своими клиентами и, как следствие, более глубокого понимания их потребностей. А у человека, подписавшегося на страницу компании, формируется чувство участия в жизни бренда, и стандартную рекламу он воспринимает уже не как информационный шум, а как информацию, касающуюся его лично.

 

Про свои «яйца»

Термином «яйца» молодые бизнесмены называют свои успешные проекты.

Одним из примеров, показывающих результат моей работы, является продвижение магазина дисконта цифровой техники «БАЙТ». За год моего сотрудничества с ними я привлек 30 тысяч человек в их официальное сообщество в Воронеже. На данный момент 60% покупателей приходит к ним через социальные сети, а еще 30% покупателей – это люди, получившие рекомендации от людей из социальных сетей!

В официальные сообщества «БАЙТа» в Белгороде и Липецке за последние несколько месяцев мы привлекли по 10 тысяч человек. На ближайший год в наших планах привлечь в этих городах еще 50 тысяч людей, запуститься в трех новых регионах, а в Воронеже – привлечь 100 тысяч человек.

Опыт «БАЙТа» доказывает, что в социальных сетях можно не только общаться, но и вести активные продажи! При грамотной работе с аудиторией можно достичь высокой эффективности от средств,

вложенных в продвижение. У «БАЙТа» вложенные в рекламу деньги вернулись в размере более 1000% чистой прибыли. Поэтому с каждым своим клиентом я прорабатываю персональную стратегию продвижения в социальных сетях.

Обидно, что на пути сотрудничества экспертов по маркетингу в социальных сетях и бизнеса существуют барьеры либо в виде неудачной работы последних с непрофессионалами, либо в виде отсутствия понимания социальных сетей как эффективного торгового инструмента. Такая ситуация сложилась «благодаря» продавцам воздуха. Под ними я подразумеваю непрофессионалов, которые выдают себя за экспертов, но на деле привлекают в сообщество не живых людей, а заполняют его фальшивыми страничками несуществующих пользователей (ботами), или же предлагают размещать рекламу в «мертвых» сообществах.

 

Пять правил для выбора профессионала

Правило первое. У профессионала есть солидное портфолио. Один или два собственных успешных проекта – это еще не показатель профессионализма. У профессионала каждый его проект успешен.

 

Правило второе. Профессионал умеет работать с коммерческими проектами. Привлечение участников в сообщество развлекательной тематики с котиками и смешными картинками не составляет труда, а вот привлечь 30 тысяч человек в группу, где нужно покупать, – задача намного сложней.

 

Правило третье. Не ищите дешевых профессионалов – их не существует! Если вам предлагают красивые цифры за небольшие деньги, то, скорее всего, от такой работы вы не получите необходимого результата.

 

Правило четвертое. Профессионалы работают с большими числами. С привлечением в ваше сообщество нескольких сотен человек справится любой активный пользователь социальных сетей, а вот привлечь пару десятков тысяч человек – это задача под силу только профессионалам.

 

Правило пятое. Гарантия результата. Профессионал может гарантировать результат своей работы и способен точно назвать количество человек, которых он может привлечь.

Social Media Marketing – это наиболее актуальный способ рекламы в современном мире. Нам пора переставать относиться к социальным сетям только как к развлекательному сервису и начинать их грамотно комбинировать с традиционными видами рекламы, что, как показывает практика, приносит наилучший результат!

 

Некоторые из моих клиентов:

• Сеть ресторанов «Subway«;

• Сервис по ремонту ноутбуков и телефонов «Мятный

снегирь»;

• Сервис по замене компьютерного железа «Upgrade«;

• Сообщество путешественников «Нескучный день»;

• Сеть магазинов дисконта цифровой техники «БАЙТ»;

• Информационное агентство «РИА-Воронеж».