Борис Немцов — писатель – это, вероятно, одна из самых неожиданных страниц в пестром портфолио Бориса Ефимовича. Представляем Вашему вниманию интервью с успешной и безусловно интерестной личностью, — Немцов Борис Ефимович 


– Моя первая книга «Провинциал», изданная в 1997 году, быстро стала бестселлером, Ельцин как раз тогда назвал меня преемником. Потом, в 1999-м, был выпущен «Провинциал в Москве». Третья книга, «Исповедь бунтаря», вышла в 2007 году тиражом в 150 тысяч – тогда была жесткая предвыборная кампания в Госдуму, меня здесь, в Петербурге, арестовывали, в общем, возник большой интерес оппозиции ко мне. Пожалуй, полноценными книгами я считаю именно эти три, ну, еще «Лужков. Итоги» (вторая редакция написана совместно с Владимиром Миловым, политическим деятелем, генеральным директором ООО «Институт энергетической политики». – TheChief). В них есть объем соответствующий, описана эпоха. Остальное – это в основном доклады.


Немцов — писатель – это, вероятно, одна из самых неожиданных страниц в пестром портфолио Бориса Ефимовича. В промежутке между около – автобиографиями и изобличениями экс-мэра Москвы он выпустил несколько малотиражных изданий, где «прошелся» как по всей восьмилетке правления Владимира Путина в качестве президента, так и по отдельным моментам – компании «Газпром», Олимпиаде в Сочи, кризису 2008-го и пр.


С большим вкусом Немцов говорит разве что о судебных тяжбах с недовольной опусами политика чете Лужковых- Батуриных. Гордится тем, что первым в истории выиграл дело у собственницы «Интеко» – отсудил 60 тысяч рублей, правда, ранее ей же и выплаченные по решению другого суда.

Теперь рассчитывает вернуть полмиллиона, отсуженные Юрием Лужковым, плюс расходы на адвокатов и поездку в Страсбург, где слушалось дело «Немцов vs Батурина». Еще какие-то пять-шесть лет назад у бывшего губернатора Нижегородской области, первого вице-премьера страны были и другие способы извлечения дохода.

Я в плюсе, но иногда ошибаюсь

– Название концерна «Нефтяной», в котором я начал работать в 2004-м, к нефти не имеет никакого отношения. Я в этой компании занимался исключительно девелоперским бизнесом, участвовал в строительстве крупнейшего в Москве офисного центра под названием «Серебряный город». Это на пересечении Садового кольца и Серебрянической набережной. Там есть такое оранжевое здание – вы его как увидите, сразу поймете, что это я сделал!

Это было огромное достижение нашей компании. Но в конце 2005 года этот бизнес был уничтожен. Было возбуждено большое количество уголовных дел, Путин тогда думал, что я финансировал Касьянова. Посадили пять человек, потом все они были реабилитированы, а дело полностью закрыто за отсутствием состава преступления.

– ЭТА ИСТОРИЯ ОТБИЛА У ВАС ЖЕЛАНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ БИЗНЕСОМ?

– Вы знаете, я плохой бизнесмен. Я доверчивый. Пытался заниматься кофейнями в Москве в 2005 году, меня постоянно обманывали, ничего не получалось. Но есть еще одно обстоятельство – у нас запрет на профессию. Если ты политик, ты не можешь заниматься бизнесом, ты очень уязвим.

Если ты будешь плохо себя вести, на тебя «наедут», отберут дело. Ходорковский – совершенно внятный пример.

Единственный бизнес, которым я могу заниматься в России, – это фондовый рынок.
Объясню, почему. Налоговая «наехать» не может, потому что я сижу с компьютером у себя дома, и уплата налогов идет автоматически через моего дилера, который осуществляет сделки. И второе: я в этом кое-что понимаю, поскольку неплохо разбираюсь в экономике.

Кажется, управление личными финансами – это единственная тема, на которую Немцов говорит почти расслабленно, с тихим внутренним удовольствием, не превращаясь мгновенно в человека с трибуны, каким его делает, скажем, обсуждение отличий России от Китая или деятельности правящей элиты.

– РАССКАЖЕТЕ, КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ НА «ПАДАЮЩЕМ» РЫНКЕ?

– Можно входить в короткие позиции, «шортить», исследовать конъюнктуру. Я не верю в технический анализ – это чушь, но верю в макроэкономический. Если доллары печатаются, понятно, что нефть должна дорожать. Потому что это инфляция, которую в первую очередь нужно искать на сырьевом рынке.

Дорожающая нефть – это перспектива роста экономики в России. Я в основном работаю в нашей стране, хотя не только. Я тут недавно заработал на греческих бондах, когда был кризис в Греции, это была очень удачная инвестиция. И я заработал на российских облигациях разных компаний, которые в кризис резко подешевели, и я их купил. Это была одна из самых удачных инвестиций за последние два года.

Российский рынок очень сильно политизирован, с одной стороны, с другой – он завязан на глобальных ценах на сырье. Я имею в виду в первую очередь нефть, но не только – еще золото, другие металлы. Нефть – это товар в плане цены непредсказуемый. На него и войны влияют, и погода, и ураганы в Мексиканском заливе, и платформа, рухнувшая там же. Но, с другой стороны, есть макровещи, которые надо понимать.

Например, когда в Америке печатают деньги, как я уже говорил, нефть дорожает. Нынешний аномальный рост цен – под 90 долларов за баррель – это следствие мягкой монетарной политики США. Вообще американские автолюбители – главные потребители нефти в мире, они по- требляют четверть всей мировой добычи. Поэтому следить за Америкой – это значит прогнозировать, что может быть в России. Так что в целом я в плюсе, но иногда ошибаюсь.

Я в плюсе, но иногда ошибаюсь
– КОГДА ВЫ ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ОШИБЛИСЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО?

– Я плохо выступил на рынке акций в этом году. Рынок был очень волатильным, вместо того, чтобы сидеть «в кэше» и ждать, когда появится тренд, я играл в daily trading. Это полная чушь. Хочу дать совет людям, которые торгуют: это, конечно, адреналиновое занятие, но с огромной вероятностью убыточный бизнес. Потому что это случайный процесс. Многомесячные и многолетние тренды прогнозировать можно, а ежедневные – нельзя.

– ЗАЧЕМ ЖЕ ВЫ РИСКОВАЛИ?

– Я думал, что я умнее всех, как обычно все эти фондовики мнят, но вышло иначе. Мой исторический опыт инвестора такой: я заработал большие деньги, играя вдолгую – самые мои крупные заработки были на покупке акций «Газпрома».

– О, ТАК ВЫ АКЦИОНЕР «ГАЗПРОМА»?

– Был. Это плохая бумага и плохая компания. Я купил «Газпром» после кризиса в 1998-м по цене 10 центов за акцию. А продал в 2006 – 2007 годах, когда акции стоили уже 10 долларов – то есть в 100 раз дороже. Это нормально? Это вам даже не «МММ». Сейчас «Газпром» рухнул. Тогда его капитализация доходила до 300 миллиардов, сейчас она только 150. Он рухнул не из-за цен на газ – они еще вполне ничего себе. А просто это самая плохая компания в России, самая коррумпированная.

– ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩАЯ…

– Вот какое государство, такой и «Газпром». Кстати, многие международные инвесторы покупают его, оценивая риски не предприятия, а России.

– А ЕСТЬ В РОССИИ ХОРОШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ КОМПАНИИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД?

– Есть. Я считаю, телекоммуникационные компании в целом все неплохие. Их облигации я покупал. Они просто переоцененные. Русские интернет-компании хорошие, правда, их мало открытых. Вообще вкладывать в Интернет – правильно.

– КСТАТИ, КАКИЕ-ТО БИЗНЕС-ПРАВИЛА У ВАС ЕСТЬ?

– Я могу поделиться с вами одним наблюдением: собственники компаний ничего про свои акции не понимают. Можно прийти к Мише Прохорову и спросить, сколько будет стоить «Полюс Золото». У нас с ним хорошие отношения, все нормально – но то, что он ответит, может оказаться абсолютной ерундой. Глобально он мыслит правильно, а локально – это как раз daily trading.

– РАЗВЕ ПРОХОРОВ НЕ ЛОЯЛЬНЫЙ ОЛИГАРХ?

– Лояльный.

– КАК ЖЕ ВЫ, ОППОЗИЦИОНЕР, С НИМ ДРУЖИТЕ?

– Нормально. Мы с ним политику не обсуждаем. Мы оба любим жизнь и спорт. Я вообще считаю, что если ты бизнесом занимаешься всерьез, тебе надо быть лояльным властям. Потому что нельзя рисковать людьми, с которыми ты работаешь. Надо определиться в жизни: если ты занимаешься бизнесом – занимайся бизнесом, если политикой – то политикой. Совмещать одно с другим – это постоянная угроза. И людям, и делу. Поэтому я никого нисколько не критикую.

– САМИ ВЫ В БИЗНЕСЕ ЕЩЕ УЧАСТВУЕТЕ КАК-ТО, НАПРИМЕР, ВХОДИТЕ В ДОЛИ КАКИХ-ТО КОМПАНИЙ?

– Да, но об этом я не могу рассказать.

– СФЕРУ ХОТЬ НАЗОВИТЕ

– Высокие технологии.

ЕСЛИ БИЗНЕСОМ ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕРЬЕЗ, НАДО БЫТЬ ЛОЯЛЬНЫМ ВЛАСТЯМ — Борис Ефимович Немцов.