Апостиль документов

Основная функция печати – это подтверждение подлинности подписи или документа, а также ответственности должностного лица и юридической силы бумаги. Согласно федеральному законодательству (ФЗ-82 от 06.04.2015 г.), общества с ограниченной ответственностью больше не обязаны использовать печать, она стала добровольным атрибутом. Правда, в законе есть оговорки, наличие или отсутствие печати должно быть отражено в уставе общества. Осенью 2016 года Министерство труда приняло еще несколько законов (№648н от 15.11.2016, №589 от 31.10.2016, №588н от 31.10.2016), вносящих ясность в спорные места.


Из нашего материала вы узнаете, какие существуют обязательные требования для печати ООО, когда она необходима, а когда нет. Какой должна быть печать ООО.


Когда печать ООО действительно необходима, а когда – нет?

Основная цель преобразования обязательства иметь печать в право – упрощение порядка регистрации ООО, теперь срок короче на 1 день. Но по факту это только усложнило ситуацию.


Федеральный закон №82 от 06.04.2015 года выводит печать ООО из следующих правоотношений:

  • двойные складские свидетельства;
  • продукция на основе этилового спирта, его оборот;
  • регистрация недвижимости;
  • из административно-процессуального и гражданско-процессуального кодексов РФ;
  • регистрация эмиссии ценных бумаг;
  • из трудового кодекса – частично;
  • из государственных закупок;
  • из ФЗ №294 от 26.12.2008 года и ФЗ №311 от 27.11.2010 года.

Это значит, что если вы оформляете документы, участвующие в этих правоотношениях, то вправе не ставить печать ООО, если ее отсутствие прописано в уставе. В ряде случаев ее может заменить печать «Для документов».

Правда, ряд законов предусматривает обязательное наличие печати ООО, например:

  • налоговые декларации по УСН и ЕНВД;
  • трудовые книжки;
  • типовые формы заявлений;
  • в случаях, предусмотренных статьей 94, 186.1 Налогового кодекса РФ;
  • унифицированные формы документов, где маркировка «МП» является обязательным реквизитом;
  • в отчетности для Фонда социального страхования и Пенсионного фонда России.
  • в ситуациях, регулируемых Кодексом об административном судопроизводстве.

При отсутствии печати ее обязательно должно что-то заменить. Это могут быть голограммы, гербовые бланки, электронная подпись или нотариальные заверения. Одним словом, если раньше достаточно было сделать оттиск печати, то теперь придется возиться с кучей дополнительных бумажек. Головной боли у руководства и главных бухгалтеров ООО заметно прибавится.

Добавьте к этому, что люди вообще с недоверием относятся к официальным документам, не имеющим печати. Банки и контрагенты вправе отказаться от сотрудничества, если ваши документы не будут защищены должным образом, или потребовать нотариального заверения каждой бумаги (разумеется, за счет ООО), и это обойдется в кругленькую сумму.

Какой должна быть печать ООО: реквизиты, диаметр, логотип

Оформление печати ООО не закреплено на законодательном уровне, и поэтому принято ориентироваться на ГОСТ Р 51511–2001 (о гербовых изображениях). Как правило, составление и содержание печати утверждается руководителем ООО и фиксируется в положении о печати и штампах предприятия. Этот документ регламентирует вид оттиска, наличие и порядок использования других печатей и штампов, а также в нем указаны лица, у которых они хранятся.

Печать ООО должна содержать следующие сведения:

  • официальное название предприятия;
  • слова «Общество с ограниченной ответственностью»;
  • местонахождение (страна, регион или город);
  • ОГРН и ИНН;
  • зарегистрированный товарный знак (логотип).

В печати не должно быть:

  • изображения государственного герба;
  • одновременного упоминания краткого и полного наименования ООО;
  • незарегистрированных товарных знаков.

Главное требование к печати: все ее элементы должны быть отчетливо видны, а надписи – ясно читаться. Согласно ГОСТу Р 51511-2001, стандартная печать изготавливается круглой формы диаметром от 40 мм до 55 мм. Другие формы для оттиска, которые используются в документации ООО, являются штампами. Регистрировать ее нигде не нужно.

Для заказа печати необходимо представить изготовителю следующие документы:

  • доверенность руководителя;
  • свидетельство о регистрации товарного знака (логотипа), если его изображение входит в оттиск;
  • заявление с указанием причины заказа печати;
  • копию устава общества;
  • копию свидетельства о государственной регистрации.

Правда, в большинстве случаев эти требования не соблюдаются строго. Иногда просят прислать реквизиты по электронной почте и заполнить заявку в электронном виде.

При изменении данных, утере (краже), износе, необходимо заказать новую печать. Пользоваться старой недопустимо, ее уничтожают и составляют акт. На дубликате указывается, что это повторный экземпляр.

Так ставить печать или нет?

Если отсутствие печати оговорено в Уставе, то она ставится по усмотрению руководителя в бухгалтерских и налоговых документах, первичных документах, трудовых книжках, доверенностях. В обязательном порядке печать ООО должна быть в бланках строгой отчетности, приходно- и расходно-кассовых ордерах.

Особое внимание обратите на договоры. Если договор был заключен ранее и в нем указывается, что наличие оттиска печати в образцах проектной и другой документации является обязательным атрибутом, то печать проставляется и дальше или составляется соглашение об исключении оттиска печати из перечня обязательных атрибутов бумаги.

Еще один момент, касающийся документов, связанных с трудовыми отношениями. Например, при оформлении справки для начисления пособий работнику, если у ООО нет печати, ее нужно дополнить бумагами, которые подтверждают права подписавшихся должностных лиц, копией паспорта или свидетельством о регистрации ИП. В трудовых книжках проставлять печать ООО должны только те организации, которые ее используют. Больше никаких изменений на сегодняшний день сделано не было.

Изготовление печати не такой сложный и дорогостоящий процесс, как это кажется законодателям, поэтому лучше это сделать сразу и пользоваться ею, как положено.

Пресс релиз подготовлен сайтом Graver.ru