Цивилизация велит идти вперед.


Теперь прогресс с собой и черта двинул.


Гете, «Фауст»

 НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Виктор Ефимов, ректор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета

Древняя истина о том, что спрос рождает предложение, в эпоху глобализации канула в Лету. Спрос в этой цепочке утратил миссию субъекта управления и превратился в объект изощренного манипулирования через изменение потребностей с помощью информационно-культурологических матриц.

 

Потребности человека традиционно разделяют на первичные, связанные с его функционированием, и вторичные, обусловленные общественным прогрессом. Однако прогресс прогрессу – рознь. Между тем все более полное удовлетворение всех безмерно растущих потребностей людей провозглашалось в качестве основного социального лозунга советской эпохи, а равно и сейчас, но уже в целях максимизации прибыли. Беда как раз в том, что максимальная норма прибыли достигается на развитии порочной нравственности. А потому главная задача, которая решается сегодня в сфере культуры под финансовый аккомпанемент транснациональных корпораций, – превратить молодежь в планктон, на котором можно делать деньги.

 

Все потребности человека и общества в действительности следует делить на две категории: естественные и противоестественные. Кроме этого, человек от бога наделен чувством меры и должен ощущать некий предел в удовлетворении потребностей, при превышении которого и естественные по своей природе потребности переходят в разряд противоестественных. Вследствие этого все производимые товары и услуги следует разграничить с позиций нравственности на две большие группы в зависимости от того, на какую группу потребностей они ориентированы. Первая группа – демографически обусловленные потребности, удовлетворение которых обеспечивает личностное, семейное и общественное развитие. Их объем ограничен нравственностью и физиологией человека, демографическими параметрами общества. Именно поэтому они могут быть однозначно рассчитаны и не могут быть антибиосферными, поскольку обеспечивают жизнь человечества в преемственности поколений, а человечество – часть биосферы Земли. Вторая группа – деградационно-паразитические потребности, удовлетворение которых подрывает жизненный потенциал как самих индивидов-потребителей и их потомков, так и общества в целом. Их воспроизводство в обществе характеризуется пословицей «с жиру бесятся». Этот порок многими из них до поры не воспринимается в качестве угрозы их родовой линии, но исцелиться они могут только постом во всех смыслах, производительным трудом в сфере производства и молитвой, применяемыми в совокупности. все потребности, удовлетворение которых разрушает биоценозы и биосферу Земли, также следует отнести к деградационно-паразитическим. в отличие от демографически обусловленных потребностей, деградационно-паразитические потребности непредсказуемы, непрогнозируемы по объемам, а их полное удовлетворение невозможно в принципе.

Если общество живет по-Божески, то оно поддерживает, в том числе и финансово, бизнес, ориентированный на первую группу потребностей, и предпринимает всяческие меры по блокированию как спроса, так предложения иной направленности. Во имя стратегического благополучия общества эта задача в равной мере стоит как перед государством, так и перед самим бизнесом. Те, кто не считается с таким подходом, живут в рамках попущения Божеского, но не в русле Его Промысла. У Бога как иерархически наивысшего уровня управления есть лишь один язык для общения с нами – это язык случайных жизненных обстоятельств. Добрых вам случайностей.