Ирина Никитина, президент фонда «Музыкальный Олимп», который занимается культурными проектами национального и международного масштаба, – о времени и точности как понятиях ментальности, самоорганизации и о моменте той тишины, что от бога.


 


ХРОНОС И КАЙРОС


Как складываются ваши отношения со временем?

Я считаю, что сейчас они складываются гораздо лучше, чем раньше. Видимо, сказываются определенный жизненный опыт и багаж, когда перестаешь торопиться. Для меня время делится по-древнегречески: на хронос и кайрос. Это два разных времени: хронос – хронология, то, что мы фиксируем в минутах, секундах, неделях, месяцах, годах… И потом получается, условно говоря, некролог, выписка: родился, умер, и что произошло.

А кайрос – это ключевые моменты в жизни, когда в секунду меняется ваша личная история, негативно или позитивно, но в какой-то момент поворотно. Вы можете год, два года или 10 лет прозябать, а потом появится что-то невероятное, и вы уже окажетесь в совершенно другой епархии.

Мое ощущение времени – оно доверительное. То есть, ощущая время, нужно доверять себе. Я считаю, что в молодости мы очень торопимся: нам кажется, что нужно все успеть, срочно везде попасть. У меня даже была такая поговорка: «Мне надо не на двух стульях сидеть, а на пяти лежать». Но это проходит, потому что качество меняется. Я иногда думаю о времени: как интересно, оно не застыло, оно так же хронологично, так же проходит, но есть ощущение, что оно стало более полное. Концентрация выше, и интеллектуальная работа совершенно другая, и нет этой суеты. У меня из времени уходит суета, которая на самом деле все тормозила.

 

Вы можете вспомнить свое первое ощущение времени? На что это было похоже?

Я с юного возраста занималась и йогой, и медитацией, поэтому время для меня всегда было связано с какими-то духовными практиками. Я не принимаю никакую религиозную позицию, но с большим уважением отношусь к тому, что время, проведенное один на один с Богом, – самое значимое. Это момент той тишины, которая от Бога.

 

Человек может управлять своим временем?

Не могу сказать, будто настолько всемогуща, что могу управлять всем. Это заносчиво. Но если вы обладаете лидерскими качествами, являетесь руководителем, то на вас лежит ответственность по распределению времени, да. Бизнес-ориентированные люди знают, что переговоры не будут получаться, пока хорошо не вникнешь в тему или не выучишь другой язык. Значит, нужна инвестиция временем. Во что ты инвестируешь свое время? Бывают форс-мажорные обстоятельства, которыми нельзя управлять. Во всем остальном надо стараться.

 

Если человек не может управлять своим временем, это каким-то образом его характеризует с негативной стороны?

Вы знаете, сколько есть безмерно талантливых шалопаев? Это такой темперамент, такой взгляд на мир, что всегда существовало в балете, в театре… Знаю артистов, которые уходили в запой, но были очень талантливыми. Что-то их разбалансировало, может быть, человеческие таланты, ресурсы, которые они не могли развить. Для строгого бизнеса они, может быть, и не подходят.

 

То есть управление ресурсом времени – это, скорее, психологическая проблема?

Эту проблему не раскрыть в таком ключе: если человек не может управлять временем, то он слабый, немощный или ни на что не годен. У меня другие критерии: мне интересны высокий профессионализм и потенциал человека… интересного, неоднозначного, сложного человека. Жизнь – это восхождение, путь, который можно наблюдать. И как мы знаем, с пути можно сбиться, с горы свалиться и так далее. Тем не менее, мы же не идем в путь, чтобы с горы свалиться. Особенно люди, которые имеют любознательность, интерес, мотивацию что-то узнавать… По мне, человек может быть абсолютно в ладах со временем, но если я вижу равнодушие в его глазах, то для меня это приговор. Потому что в каком-то сегменте или моменте этот человек уже не оживет, он постиг равнодушие, его ничто не затронет. При этом равнодушие нельзя путать с определенной мудростью и взвешенностью.

 

С кем вам комфортнее, проще, удобнее работать?

Принято считать, что богема необязательна. Но смотрите: в театрах спектакли, концерты, репетиции начинаются в точное время. У этой богемы, которую называют неорганизованным кланом, есть абсолютно четкие, невероятно точные, организованные люди. Что касается бизнеса, то у них, наверное, то же самое.

Поскольку я много путешествую, то видела людей разной ментальности. Вообще, время и точность – это понятия ментальности. В Швейцарии, условно говоря, ментальность своя. Зубной врач, музыкант и

бизнесмен – они все будут с самого рождения заложенными в голове швейцарскими часами. С секундной стрелкой. А если приехать в отдельные страны Африки, то столкнешься с тем, что у них существует два понятия времени: день и ночь. То есть, завтрак в нашем понимании – это с 8 до 10 утра, а у них это может быть и в час, и в два, и в три дня. Но если ты работаешь на проекте в Африке, то нужно привыкать к их ментальности. И у русских есть своя характерная черта небольшой расхлябанности, но она, поверьте мне, очень индивидуальна. Все зависит от ментальности.

 

У вас есть свой синхронизатор, вам приходилось учиться тайм-менеджменту?

Тайм-менеджмент – это распоряжение не только своим временем, но и временем своего окружения, своих партнеров. Я по этой части большой путь прошла. Родилась неорганизованной, разбросанной, а сейчас… не хочу сказать, что стала фанатом, но у меня очень развилось чувство времени. Чтобы я опоздала – такое практически невозможно. Моя дочка – еще «хуже»: она не то что вовремя приходит, но всегда на 5 минут раньше. Я, конечно, училась. Я считаю, что не имею права опаздывать на встречу, это неуважение, потому что у человека, который меня ждет, реально расписан весь день по минутам. Не стоит думать, что ничего не изменится за 15-10 минут, на которые вы задерживаетесь. Я считаю, что неприлично заставлять себя ждать и опаздывать даже на встречу с друзьями.

 

А что вам помогает управлять временем?

Если что-то уж совсем нельзя пропустить, то мне помогает обычный будильник. Когда он способен напомнить, что я должна кому-то позвонить, принять таблетку, то запросто поставлю будильник. А зачем загружать голову ненужной информацией? И конечно, есть бумажки, ежедневники. Я не очень люблю всю эту электронную продукцию, люблю тактильные ощущения. Все записываю.

 

На какой срок вы обычно планируете?

На год-три вперед. Кстати, я помню момент, лет 20 назад, когда я говорила о планировании на 6-7 месяцев, на меня люди смотрели как на сумасшедшую, потому что в 1990-е не было понятия, что нужно думать на полгода вперед. Сейчас научились.

 

К тайм-менеджменту вы пришли опытным путем. Какие выводы сделаны?

Моя ошибка была в том, что я очень быстрая, активная, скорость у меня внушительная. И я требовала от людей примерно такой же, и потом спрашивала: как? Не сделали еще? А со временем поняла, что у людей совершенно разная скорость, и важно определить, у кого какие темп и ритм. Есть люди, которые

медленно говорят, а у вас нет терпения слушать. Может быть, они быстро думают, но вот так выражаются. Это тоже надо понять, присмотреть, насколько вам это удобно. Потому что любая работа – это синхронизация. Надо четко оценивать возможности людей и не форсировать, если вы понимаете, что они не справятся. У всех разная температура – у кого-то 36,2, у кого-то – 35,8, а у кого-то почти 37. Все это – норма, но даже доли градусов – это огромная разница. Лучше четко оценивать возможности людей и не торопить их, понимая, что они могут не справиться, войти «в нерв», в панику, в суету.

 

Кого вы можете назвать своим учителем по тайм-менеджменту?

 Пожалуй, я самоучка. Конечно, какие-то книги я читала, выбирая в качестве авторов интересных успешных людей. На тему тайм-менеджемента написано много разных книг, описано столько различных методов, а все потому, что люди очень индивидуальны, поэтому индивидуальны и школы, и подходы. Мой опыт тоже очень личный.