СЕРИЙНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Создатель компаний «Петросиб», «Техношок», «Дарья», «Тинькофф» и основатель банка «Тинькофф Кредитные Системы» в эксклюзивном интервью о выращивании бизнеса на продажу, недальновидности заурядных банкиров и своем новом начинании


Мало кто из российских предпринимателей умеет так легко и выгодно продавать свой бизнес. Его принцип – быть лучшим. «Это совершенно нормальное человеческое желание. Если кто­то считает его ненормальным – он не предприниматель, –
считает Олег Тиньков. – Прежде всего, должны быть амбиции. Нужно доказать всем, что ты – лучший в своем деле! Если это не так, не имеет смысла чем­либо заниматься».


Олег Тиньков


Вы – серийный предприниматель, вы же открывали компании в различных сферах…

Ну, во­первых, хоть и серийный, я еще и старый предприниматель.
Я занимаюсь бизнесом уже более двадцати лет и основал много компаний, преимущественно торговых. Начинал я в далеком 1988 году – будучи студентом, продавал джинсы, помаду и другие вещи своим одногруппникам в общежитии. Сколько себя помню, я всегда что­то продавал, даже когда профессионально занимался велоспортом.

В 1991 году я стал продавать электронику, путешествуя между Сингапуром, Гонконгом и Петербургом. Как челнок я курсировал между этими городами и продавал товары в Петербурге. Это был большой и выгодный рынок, в домах не хватало телевизоров, радио, CD­плееров, стерео­ и остальной техники. Бизнес рос быстро, поэтому вместо того, чтобы летать самостоятельно, я начал завозить большие контейнеры, что и привело к созданию сети магазинов «Техношок», которая, кстати, существует до сих пор.

Дальше в 1997 году я продал сеть, чтобы начать производственный бизнес. В то время каждый мечтал стать производителем, чтобы создавать продукт, а не просто продавать. Я провел исследование рынка и обнаружил, что самым недорогим было оборудование по производству еды, пельменей, равиоли. Я приобрел итальянское оборудование за семьдесят тысяч долларов, помню как сейчас, и стал делать итальянские равиоли. Это и стало моим первым производственным бизнесом. Успех оказался феноменальным, во многом – благодаря девальвации рубля 1998 года. Я назвал компанию «Дарья» в честь дочери и стал одним из самых крупных производителей пельменей в России. Позже компанию купил Роман Абрамович.

Олег Тиньков

Из книги Олега Тинькова «Я такой как все»

К декабрю 2001 года сделка по продаже пельменного бизнеса «Дарья» была почти готова к завершению. Я не верил, что встречусь с Абрамовичем. Но такое условие я поставил на переговорах. […] Я бизнесмен и должен иметь хорошую интуицию. Среди олигархов есть крайне неприятные типы. Абрамович же произвел на меня очень неплохое впечатление. Хотя сказать, что он умный и эрудированный, нельзя. Поговорка «молчи –
за умного сойдешь» – про него. За полчаса он сказал где­то четыре фразы. Одна из них примерно такая: «Ну. Ну­ну. А что ты будешь делать с деньгами, когда продашь?». А последними были слова: «Ну, хорошо, заплатите ему, ребята». Все! Когда я говорил, он слушал и делал какие­то записи. Это мне показалось странным: мало говорит, но все записывает. Мы с ним вроде ровесники, но я никогда ничего не записываю. У него тоже нет образования, как и у меня… Что он там записывал?

Найдите деньги, которые не боитесь потерять, и создавайте свою компанию
Еще в 1998 году я открыл собственный ресторан с небольшой пивоварней в центре Петербурга. Он был настолько успешным, что спрос на мое пиво рос, а посетители ресторана стали спрашивать: «Олег, не мог бы ты мне дать один галлон пива, два галлона, бутылку или две?». В то время это было единственное свежее непастеризованное нефильтрованное пиво, в ресторан съезжались даже из Москвы. Тогда я начал задумываться о производстве пива. Получив деньги за «Дарью», я приступил к воплощению своей мечты по строительству пивоварни недалеко от Санкт­Петербурга.
Я назвал марку «Тинькофф». Начал лить пиво в бутылки, приступил к продажам в России и даже в США, хотя экспорт не пользовался большим успехом, за пределами России слишком большая конкуренция. Потом я занял деньги в банке «Зенит» и построил еще одну большую пивоварню, огромнейшую. Даже в наше время она является одной из крупнейших, входит в пять самых больших пивоварен России.
В 2005 году компания InBev (владеет Stella Artois, Brahma, Corona и др.) купила ее у меня. Они сделали мне предложение, от которого я не смог отказаться.
Это были большие деньги (260 миллионов долларов – Chief Time). Я взял каникулы на целый год
и уехал жить в Сан­Франциско. Мои дети пошли учиться в местную школу, я же оттачивал свой английский, занимался велоспортом.

Что изменилось в вашем понимании бизнеса за год, проведенный в Америке?

За эти 12 месяцев я принял решение заняться финансовым бизнесом. Я понял, что у рынка кредитных карт в России есть потенциал: всего десять миллионов кредитных карт на 140 миллионов людей. Так мало на таком огромном рынке. Таким образом, я начал внедрять американский способ ведения бизнеса, так называемый direct mail, предлагая услуги напрямую по почте. Постепенно мы эволюционировали и стали онлайн­бизнесом, поэтому теперь не рассылаем так много почты, как раньше. Несмотря на критику со стороны всех местных банков, креативная идея оказалась успешной.

Олег Тиньков

А почему банкиры не оценили ее перспективность?

Ну, банкиры во всем мире имеют очень узкий кругозор, им необходимо быть уверенными в том, что они делают, на сто процентов. Эти ребята зачастую понятия не имеют, что творится на рынке, ведь они должны заботиться о детях, которые играют в видеоигры. Они никогда сами не пойдут в отделение банка и не станут стоять в очередях. «Тинькофф Кредитные Системы» производит кредитные карты и является четвертым крупнейшим игроком на рынке России. Наша доля составляет 2,5 миллиона кредитных карт, а портфолио – около 1,3 миллиарда долларов с прибылью в 120 миллионов долларов в прошлом году.

Что представляет собой недавно запущенная компания Tinkoff Digital?

Tinkoff Ditigal – это технологии онлайн­рекламы, RTB (технология торгов в реальном времени), медиа­реклама, так называемая баннерная реклама. Мне кажется, технологии контекстной рекламы просто великолепны, у них большой потенциал. То, что используется сегодня для дисплейной рекламы, уже устарело. Плата взимается с клиентов в зависимости от количества просмотров или кликов, что не совсем соответствует происходящему. То, что создаем мы, уникально, это совсем недавно появилось в мире, в США, в Великобритании. Это система, где рекламодатели платят за индивидуально подобранную рекламу. Мы показываем рекламу самой подходящей аудитории, поэтому хоть рекламодатели и платят больше, они получают внимание со стороны не общей массы, а нужных клиентов, которых они хотят заинтересовать. Это выгодно и для рекламодателя, и для владельцев сайта, потому что они заработают гораздо больше. Складывается обоюдно выигрышная ситуация благодаря нашему технологическому двигателю.

Какова роль академического образования в судьбе предпринимателя?

Большинство известных предпринимателей, начиная с Форда и заканчивая Ричардом Брэнсоном и Биллом Гейтсом, подтверждает, что иметь полное университетское образование совсем не обязательно. Мой скромный пример доказывает то же самое. Однако мир стремительно меняется, и сегодня я думаю, что все­таки лучше иметь MBA или другое образование, чем не иметь. Конечно, если вы чувствуете себя предпринимателем и любите создавать вещи, реально что­то делать вместо того, чтобы быть академиком. Или знаете, как создавать прибавочный продукт для своих клиентов или что­то, что полюбят все вокруг. Если вы чувствуете общие правила ведения бизнеса, вы можете делать его без образования, просто наняв генерального директора, финансового директора и так далее. Но хорошее образование – неплохое орудие в арсенале человека. При этом не стоит доходить до сумасшествия. Я не понимаю, когда у людей есть два, три, четыре университетских диплома.

Вас часто сравнивают с сэром Ричардом Брэнсоном…

Ричард Брэнсон мне очень нравится. Ричард есть Ричард. Да, люди нас сравнивают, да, у нас похожий цвет волос, я становлюсь более седым со временем. Мы на самом деле разные. Он капиталист в третьем или четвертом поколении, я же капиталист в первом поколении. Я русский, он британец. И немного странно, когда нас сравнивают. Ричард очень яркий, дикий, выдающийся предприниматель.
Я же пытаюсь хоть в небольшой степени быть таким, как он.

В России есть немало замечательных предпринимателей. Например, Евгений Касперский, его офис находится по соседству с моим. Или Сергей Галицкий («Магнит»). Рустам Тарико («Русский Стандарт»), Евгений Чичваркин, который теперь живет в Лондоне. Я считаю, что он выдающийся предприниматель, к сожалению, обстоятельства привели к тому, что произошло. Его винный бизнес должен быть успешным. Ведь человек с такой харизмой и энергетикой должен создавать что­то выдающееся. Сегодня перед ним стоит испытание. Перед всеми российскими предпринимателями сегодня стоит испытание.

Ричард Брэнсон очень яркий, дикий, выдающийся предприниматель. Я же пытаюсь хоть в небольшой степени быть таким, как он

Многие люди хотят заниматься бизнесом и открыть собственную компанию, но часто сомневаются или боятся. Что вы им посоветуете?

Создавайте свою компанию. Однозначно. Найдите деньги, которые не боитесь потерять, и представьте, что их уже нет. Смотрите на эти деньги, на которые будете что­то открывать, как на подарок для себя. Просто возьмите деньги, которые не боитесь потерять, и вперед. Или займите деньги. Для меня ответ очевиден – нужно попробовать хотя бы раз. Конечно, вы можете прогореть, как известно, 95% прогорают, но это не значит, что вы не входите в другие 5%. Просто попробуйте.