Реакция на термин «управленческая команда» у бизнесменов, чиновников, менеджеров и специалистов разная: от восторга до отторжения. Командой называют и рабочую группу, организованную по целям и ролям, и узкий круг людей, преданных начальнику. При этом все ставят на команду и стремятся сделать ее эффективной. Вопрос: для кого?


Рыночные отношения определяет среда взаимодействия – пестрое множество интересов организованных групп влияния. Сегодня конкурентную и социальную среду регулируют гос­
команды: они разрешают доступ к обмену ресурсными потоками, открывают их для всех или закрывают для большинства.


В свою очередь, эффективность бизнес­команд зависит не только от производительности, но и от уровня доступа к распределению ресурсов и продуктов. Как в сказке Владимира Даля «Медведь­половинщик»: кто­то берет вершки, а кто­то – корешки.


Сначала мужик договаривается с медведем о совместном труде и разделе продукции по принципу «вершки­корешки», а затем, ориентируясь на личный интерес, выбирает, что сеять: репу или рожь. Команда «мужик и медведь» выращивает урожай по уговору, но выигрыш достается по хитрости – всегда мужику. Кто же он – мошенник или предприниматель? Возможно ли в жизни справедливое распределение?

Задача любой управленческой команды – разобраться, когда, с кем и что нужно выбрать сообразно своему месту в иерархии.

Я довольно долго помогал российским компаниям с формированием эффективных управленческих команд, которые обеспечивали стратегические амбиции собственников – реструктуризацию, региональную и продуктовую диверсификацию, расширение сети… Пик командного строительства с мобилизацией человеческого фактора пришелся на конец девяностых – начало нулевых. Это был период быстрого роста рынков.

Сегодня в бизнесе побеждает авторитаризм и близость к власти, а образование команды – это организация закрытых систем доступа к ресурсам или, реже, имитация коллегиальности или «выпуска пара» офисного планктона. Потребность в действительно эффективных группах осталась только в малом бизнесе.

В контексте управления совет директоров, правление, комитет, бригада имеют больше общего при очевидной разнице в статусе, принципах организации и масштабах влияния. Одновременно с рынком сильно расширились представления о командах: от романтики «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» до сухости ролевого поведения «ничего личного, только бизнес» или группового сговора «своих не сдаем».

Впрочем, истинное предназначение бизнес­команды состоит не в эмоциях или защите участников, а в расширении возможностей и усилении влияния на успешность через правильные и эффективно реализованные решения. А это, в первую очередь, анализ и синтез благоприятных для компании ситуаций.

В рыночной России есть специ­
фические примеры как успешных, так и провальных команд. В первом случае на ум приходит известная метафора: «Дельфины очень умны и хорошо относятся к людям. Это доказанный факт на основе показаний спасшихся – тех, кого дельфины толкали в сторону берега». Но как быть с противоположными фактами? Обманутые ожидания при распределении результатов общего труда и просчеты в командном строительстве утопили не один бизнес.

Секрет состоит в правильном применении внешних ресурсов вместе со своевременным созданием и закрытием внутренних. Вступление нашей страны в ВТО поставит вопрос об открытости обмена, производительности бизнеса и госрегулировании еще острее.

Главное в командной организации компаний – создание и обеспечение открытой производительной системы, под которой физики и математики понимают систему вещественного энергетического информационного взаимодействия и обмена с внешней средой, являющуюся внутренне макро­целостной только при обеспечении такого обмена. Определение справедливо и для бизнеса.

Любая компания, команда или человек представляют собой открытую производительную систему. Будучи жизнеспособной только в отношениях обмена и находясь в изменчивой окружающей среде, она преобразует материально­информационные ресурсные потоки в продукты своей деятельности.

Предназначение управленческой команды – достижение высокого качества внутренних и внешних преобразований и обменов. Создание привлекательной для себя (своих работников) и других (инвесторов, партнеров, клиентов), целостной, устойчивой, управляемой, прозрачной и эффективной системы – основа капитализации.

В одиночку, «на таланте», сбалансировать открытость и закрытость бизнеса почти нереально: «одного в поле» постоянно одолевает соблазн закрыть систему, сохранив уже полученное. Он играет в короткие игры. В длинной игре выручают команды, которые используют особенности организации ресурсных обменов с внешней средой. Те, кто интегрирует возможности бизнеса через устойчивые коммуникации, открывает внутреннюю информационную среду, помогающую принимать правильные решения. Управление рисками и безопасность бизнеса также лучше обеспечивает внутренняя команда профессионалов, нежели одаренный одиночка.

Практика взаимодействия государственных и бизнес­команд характеризует как степень развития и прозрачности самого рынка, так и результативность их самих. В условиях неопределенности важно договориться о разделении плодов общего труда и не перепутать «вершки» с «корешками»: что открываем для оптимизации эффективности, а что – закрываем ради безопасности.  

О вершках и корешках

Алексей КОЗКО