Сооснователь компании «Строительный трест», управляющий в статусе заместителя генерального директора Беслан Берсиров – о том, почему его компания предпочитает строить дома из кирпича, а качественное жилье не может быть дешевым, и что такое в его понимании экология строительства и жизни.


 


«Строительному тресту» в прошлом году исполнилось двадцать лет. Какими вы стали за эти годы, к чему пришли?


Мы пришли к тому, что мы не просто строим дома, а создаем для людей среду обитания. Мало построить дом, даже красивый, нужно тщательнейшим образом выбрать местоположение этого дома, вписать его в окружающее пространство, сделать так, чтобы людям было комфортно. Это не только квартира, пусть даже технологически хорошо обустроенная, с хорошими инженерными системами. В шаговой доступности от этого дома должны быть магазины любого уровня, от булочной до бутиков всевозможных. У человека должно быть место, где можно с детьми погулять, где можно развлечься; наконец, просто выйти на улицу и посидеть… И последние годы все проекты «Строительного треста» решают эти комплексные проблемы. Мы делаем велосипедные дорожки, лыжные трассы, даже площадки для барбекю, и все это мы содержим, пока весь микрорайон не заживет своей жизнью, и вся эта красота не будет передана на баланс муниципального образования или управляющей компании. Там, где раньше был хаос, пустыри, вырастает парк с роскошным ландшафтным дизайном – огромная благоустроенная зеленая зона. Вы можете увидеть это на примере наших проектов в Кудрово, на реке Оккервиль, в других местах. Если обратите внимание на наш комплекс «Невский стиль» в Удельном парке, первая очередь которого уже сдана, – вы увидите прекрасную архитектуру, детский садик, благоустройство очень высокого уровня, качественные дороги вокруг. Например, дорога от переезда на Удельной до базы «Зенита» всегда была страшно разбита, а теперь людям комфортно подъезжать к своим домам.

БЕСЛАН БЕРСИРОВ: «СНАЧАЛА – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»

 

Это вы делаете по собственной инициативе или это настойчивое пожелание властей?

Конечно, по собственной инициативе, это наша добрая воля. Нельзя, чтобы внутри прекрасного жилого комплекса – красиво, а в двух метрах за забором – не проехать. Это то, к чему мы пришли за двадцать лет работы.

 

Кто живет в этих домах?

Мы строим свое жилье для тех, кого называют средним классом. Это работники высокого уровня, часто топ-менеджеры, которые, помимо заработной платы, имеют и другие доходы: дивиденды от ценных бумаг, например. Сотрудники крупных предприятий, банковской сферы. Состоявшиеся семьи, где муж и жена успешно работают. Доход на семью – от ста тысяч рублей в месяц. Эти люди могут приобрести наше жилье, используя ипотеку, другие финансовые инструменты. Спрос на объекты «Строительного треста» хороший, и то количество квадратных метров, которое мы строим, всегда находит своего покупателя. Мы уже который год стабильно выполняем план продаж, и никакие колебания рынка на это не влияют.

 

То есть за объемами вы не гонитесь?

Мы нашли свою нишу и строим столько, сколько можем сделать с отменным качеством и продать по адекватной рыночной стоимости. В год сдаем чуть более 100 000 квадратных метров. И рассчитываем именно на тех, кто хочет получить комфортное, надежное, безопасное жилье. Выбор на рынке есть, давно прошли те времена, когда во всех магазинах – один сорт плавленого сыра. Вы можете купить более дешевое жилье, чем наше, но с меньшим комфортом, с худшим качеством.

Мы строим наши дома из кирпича, этот материал оптимален для нашего региона, он оправдал себя за многие века. Лучше пока ничего не придумали.

 

Как вы относитесь к государственным жилищным программам?

Я приветствую любые действия, призванные решить жилищную проблему. Жаль только, что людям не объясняют, что «доступное жилье» – это не дешевое жилье. Качественное жилье не может быть дешевым просто по определению. «Доступное жилье» – это то, что можно купить. А купить можно, если государство правильным образом организует покупку – через ипотеку, различные социальные программы. Люди ожидают, что завтра можно будет купить квартиру по цене авиабилета. Да никогда так не будет!

Строительство – это же колоссальные затраты. Сегодня процесс согласования занимает до двух лет, еще два года – строительство. Четыре года проходит, прежде чем ты вложенное – а нередко это и заемные деньги – сможешь вернуть. Труд профессионалов стоит недешево: это не только девелопер, который готовит земельный участок к строительству – покупает землю, проектирует, – но и рабочие руки, прорабы, мастера. Если сегодня, скажем, прорабов и мастеров хватает, то квалифицированных рабочих становится все меньше. Нет у нас профтехучилищ, где раньше рабочим ремеслам обучали. То есть обучение – тоже за наш счет. Кроме того, у серьезного застройщика должна быть служба проверки качества работ, технический надзор называется. А для его создания опять нужны деньги, это зарплаты, приборы, оборудование и т.д.

 

Один из главных трендов практически любого бизнеса сегодня – экологичность. Что для вас экология?

Любая развитая страна приходит к пониманию, что нужно беречь окружающую среду. Но для этого такая страна должна жить хорошо, когда решены или уходят на задний план самые острые проблемы, когда все обеспечены жильем. То есть не 15 квадратных метров на душу населения приходится, а 35 метров – на Западе такая норма. Если этот уровень достигнут, люди уже начинают всерьез размышлять о том, как улучшить экологию, начинают думать о здоровье, бегать по утрам, заниматься фитнесом, предпочитают качественные фермерские продукты и т.д. И, конечно, встает вопрос об экологичности жилья. Человек уже желает лежать на лужайке у собственного дома, вокруг сосны, электроэнергия вырабатывается солнечными батареями… Но к этому стремится человек, у которого, повторюсь, нет других серьезных проблем. В нашей же стране надо строить целые города – обеспечить жильем, хоть каким-то, огромное количество людей.

 

То есть в России об этом думать еще рано?

Об экологии думать никогда не рано. Наша философия предполагает, что мы создаем благоприятную среду не только на своей стройплощадке. Вот уже несколько лет мы участвуем в программе «Чистые озера» – экологической инициативе по уборке водоемов. В августе чистили озеро Сестрорецкий разлив – сотни мешков мусора вывезли, причем не просто перевезли на соседнюю помойку, а рассортировали отдельно пластик, бумагу, стекло, отправили на переработку. Если говорить об экологии строительства – в первую очередь надо понимать, из чего создается объект. Мы до сих пор точно не знаем, как поведут себя разные материалы, используемые сегодня в массовом строительстве: пенополистирол, скажем, или базальтовая плита, которая между бетонной стеной и кирпичом прокладывается. Сколько лет они проживут, что с ними потом станет – неизвестно. Поэтому мы не рискуем и все двадцать лет строим из однородного, экологически чистого глиняного кирпича, который оптимальным образом влагу поглощает и отдает. В квартире кирпичного дома, конечно, совершенно другой, более благоприятный, более экологичный, если угодно, микроклимат, нежели в квартире дома с бетонными стенами.

 

Какие качества в вашем характере помогли сделать компанию «строительный трест» одной из лучших в отрасли?

Я всегда говорил и говорю, что все идет из семьи. Все рождается в семье – не в школе, не в детском саду, не в вузе. Главное для человека – это родители, они самим своим образом жизни, отношением к жизни, отношением к детям показывают, как должно жить. Говорить можно сколько угодно, но, если твои слова расходятся с твоим образом жизни, – дети это видят и чувствуют. Сейчас, когда я уже не только отец, но и дедушка, я это понимаю особенно отчетливо.

 

Ваши сыновья, Артур и Анзор Берсировы, продолжают дело отца?

У меня два замечательных сына: старший, Артур, окончил факультет международных отношений СПбГУ, младший, Анзор Берсиров, продолжил династию, учился в ГАСУ, завершил образование в Лондоне. Получив степень магистра менеджмента, Анзор вернулся в Петербург, пришел на работу в «Строительный трест». Начал с азов – был мастером, прорабом, получил все практические навыки строительной профессии. Я сам проходил через эти этапы и не жалею. Стройка дисциплинирует, учит порядку.

Любой руководитель большой компании должен быть прежде всего профессионалом. Хуже нет, когда кто-то начинает командовать в посторонней для себя области. Если человек профессионален, у него есть моральные основания быть лидером – что крайне важно для руководителя большой компании. Сотрудники должны верить своему руководителю, и прежде всего верить, что компания идет верным путем. Лидер – это тот человек, который заражает своими идеями помощников, сотрудников, партнеров.

В юности я активно занимался спортом, и спортивная закалка помогает мне бороться, не сдаваться, идти до конца в самых сложных ситуациях.

Но, конечно, профессионализм, лидерские, бойцовские качества ничего не стоят без человечности, без внимательного отношения к людям. Нужно уметь разбираться, почему что-то произошло так, а не иначе, нужно знать, кто чем живет в коллективе, знать чаяния своих товарищей, при необходимости – помогать. Вообще, твоя задача – беречь людей. Ведь люди тебе – руководителю, собственнику – доверили свою жизнь. Терпеть не могу новых модных веяний в бизнесе, когда набирают специалистов, выжимают из них все, что можно, и через три месяца, через полгода, через год расстаются с ними без сожаления, берут следующую партию, их тоже выжимают и отправляют на рынок труда… Мы всегда старались участвовать в жизни сотрудников, помогать им. Вам даже сложно представить, сколько квартир передано работникам любого уровня – от рядовых строителей до топ-менеджеров. И мы по сей день продолжаем это делать, у нас есть целая социальная программа.

 

Насколько нам известно, вы недавно также передали квартиру благотворительному фонду.

Да, в декабре прошлого года мы купили – на рынке, по немалой цене – трехкомнатную квартиру общей площадью порядка 75 кв. м для фонда «АдВита», который борется за спасение детей с онкологическими заболеваниями. Это давние наши партнеры, мы помогаем им в нескольких проектах. Разумеется, мы полностью квартиру отремонтировали, завезли мебель, бытовую технику, взяли на себя оплату коммунальных платежей и передали квартиру фонду в безвозмездную аренду. Здесь живут дети, которые приезжают из других городов лечиться в Институте детской гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой. Квартира находится на Петроградской стороне, в пешеходной доступности от Института.

 

Добро возвращается?

 Нельзя рассматривать добрые дела как окупаемые инвестиции. Но, конечно, люди доброе помнят. В самые тяжелые кризисы, когда и денег не было, и взаиморасчеты прекращались в сфере строительства, и зарплату приходилось задерживать, – не было случая у нас, чтобы рабочие встали и сказали: «Давайте зарплату, иначе работать больше не будем». Мы выходили к людям и говорили: денег пока нет, мы делаем все возможное для восстановления платежей, просим вас поработать в долг, поверьте нам. И никогда не было никаких проблем, люди работали. За двадцать лет существования компании «Строительный трест» текучесть кадров практически нулевая.