Бывший топ-менеджер нескольких финских компаний Пол Гундерсен по специальности инженер-химик. Выйдя на пенсию, он стал заниматься благотворительностью, в последние годы часто приезжает и в Россию – помогает музею «Монрепо» в Выборге, выпустил книгу о Павле Николаи.


«Наиболее важные открытия, сделанные мной за пятьдесят лет работы в сфере экономики, связаны с проблемами перспективы и целей, а не с особенностями профессиональной карьеры, – считает Гундерсен. – Взрослея, я все больше и больше оценивал те простые вещи, о которых узнал из насыщенной событиями жизни своих родителей, а также благодаря ударам и бедам, радостям и ошибкам своей собственной жизни. На мой взгляд, личная и деловая жизнь связаны неразрывно: невозможно отделить одну от другой. Самые важные решения в нашей деловой жизни – это и есть тот выбор личных жизненных ценностей, который мы зачастую делаем уже в молодости».


Укрепляйте нравственность, а не добивайтесь превосходства!


«Ум и мудрость – не одно и то же. Может ли хваленая рыночная экономика в той форме, в какой она существует сегодня, действительно служить ориентиром для всего мира? Большинство из тех, кто ссылается на ее отца­основателя Адама Смита, забывают, что он был также профессором нравственного образования и этики и говорил о “заложенных в каждом из нас семенах благочестия», – напоминает Гундерсен. –
Подлинная нравственность не имеет ничего общего со стремлением достичь превосходства над другими, но проявляется во внутренней динамике деловой жизни, ее целях, мотивации, в помощи коллегам и подчиненным, в создании гармоничного коллектива и атмосферы взаимного доверия. Люди, занятые в экономике, прежде всего нуждаются в некой перспективе, которой они могли бы гордиться, –
и в ней должно оставаться место для каждого, от самого скромного служащего до президента компании».

В 1970­е Пол Гундерсен руководил международным отделом в компании Nokia, основным направлением которой в то время было промышленное производство. Он занимался заключением годовых контрактов, лицензионных соглашений и вопросами международного сотрудничества, а потому сто дней в году проводил в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии, Америке, в странах Восточной Европы. Во время многочисленных переговоров его стали волновать такие вопросы: как помочь коллегам использовать все их скрытые духовные ресурсы? Как научить их преодолевать застенчивость и проявлять уверенность в ситуации, когда собеседник пытается подчинить их своей воле?

Пол Гундерсен вспоминает те времена: «”Важно не то, кто прав, а в чем состоит эта правда” или “Люди важнее вещей” – это звучит подчас как пустые фразы, однако в основе многих проблем лежит именно неумение воплотить эти принципы на практике. Я видел, как много беспорядка и недоразумений может породить келейное принятие решений, и как многие люди совершенно не умеют признавать собственных ошибок, многие руководители не имеют представления о том, как можно стимулировать труд своих работников.

Отсутствие открытости – камень преткновения для многих предприятий. Почему многим руководителям трудно стимулировать работу своих подчиненных? «Практически все свое время я отдаю компании, – жаловался заведующий одним из отделов нашей фирмы. – Я хотел бы отдать компании всего себя, но не могу это сделать, поскольку у меня никогда не было полной информации о том, куда мы движемся. Когда же происходит кризис, я получаю лишь разного рода суровые директивы».

Один коллега доказывал, что на процесс принятия решений должны влиять лишь «реальные факты и реалистичные прогнозы», а вовсе не какие­то иррациональные факторы. Я спросил его: разве не реалистична и не прагматична задача организации человеческой инфраструктуры? Кто же должен этим заниматься? Один промышленник заметил, что у него просто нет времени, чтобы обращать внимание на отношения между людьми: «Моя задача в том, чтобы людей использовать».

За авторитарным стилем руководства часто скрывается глубокий страх. Страх – это исключительно сильный мотив, и обычно он ведет вас в неправильном направлении. Столь же очевидно и одиночество многих предпринимателей. Они считают, что престиж должен быть сохранен любой ценой. Часто у предпринимателя нет ни одного человека, с кем он мог бы откровенно обсудить собственные проблемы, не отфильтровав при этом свои мысли.

Некоторые бизнесмены отмахиваются от любых разговоров о честности как о чем­то совершенно нереальном. Однажды во время зарубежных переговоров я оказался в весьма неловкой ситуации. Глава нашей делегации заявил, что по определенному поводу нам придется сказать неправду. Я вопросительно посмотрел на него, и он нервно сказал: «Не беспокойтесь. Все они лгут!». «Да, это так, – сказал я. – И все они знают, что это так. Так чего же мы тогда этим добьемся?»

Абсолютная честность не имеет ничего общего ни с наивностью, ни с навязчивым желанием сообщить все, что только можно, тем людям, которые собираются вас использовать. Быть абсолютно честным – значит использовать такие средства, которые могут показать истинное состояние дел. И это действует».